Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Дальневосточный федеральный округ Магаданская область

30 октября 2014 года Ответственность за взяточничество и посредничество во взяточничестве

Определения понятия коррупции дано в Федеральном законе «О противодействии коррупции» № 273 от 2008 года. Законодателем под коррупцией понимается, злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Иными словами коррупция – незаконное использование должностным лицом своего служебного положения в целях извлечения для себя или иных лиц выгод материального характера либо предоставление таких выгод другими лицам.

В РФ правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, международные договоры, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ (УК РФ) устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Также, УК РФ содержит более сорока составов преступлений, которые рассматриваются правоприминителями как коррупционные. Остановимся на трех из них. Это взяточничество (получения и дача взятки), а также посредничество во взяточничестве.

Итак, всем известная норма уголовного закона – получения взятки, предусмотрена ст. 290 УК РФ.

Ответственность за получение взятки установлена:

1) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц,

2) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию),

3) за общее покровительство или попустительство по службе,

4) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица понимаются такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Ответственность также предусмотрена за получение взятки за общее покровительство или попустительство по службе и может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу, как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

В виду особой опасности подобного рода преступлений, законодатель этот состав сконструировал как усеченный, то есть ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Предметом взяточничества (ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки, посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 ст. 290 УК РФ) понимается не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан). Для квалификации содеянного как вымогательства взятки не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Если за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве.

Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать взятку должностному лицу, несет ответственность по ст. 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, - при наличии оснований, по ст. 291.1 УК РФ за посредничество во взяточничестве.

Следует отметить, что законодатель предусмотрел возможность взяткодателю избежать уголовной ответственности, но при соблюдении определенных условий.

Так, к числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки и пособничества во взяточничестве относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки, посредничестве во взяточничестве органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве стало известно органам власти.

Применительно к Магаданской области хотелось бы выразить особую озабоченность тому факту, что коррупционные преступления давно стали нормой на уровне образовательных учреждений Магаданской области. Только за последние 9 месяцев 2014 года следственным управлением возбуждено 7 уголовных дел по фактам совершения коррупционных преступлений должностными лицами детских дошкольных учреждений. Все уголовные дела связаны либо с получением взяток либо просто с хищениями бюджетных средств с использованием служебного положения. Например, один из руководителей дошкольного учреждения города Магадан получала взятки от родителей современными средствами коммуникации за зачисление детей вне очереди. Другой руководитель дошкольного учреждения в целях незаконного обогащения за счет средств, выделяемых из бюджета, фиктивно трудоустраивала лиц в учреждение, при этом работа не выполнялась, а денежные средства, выделяемые на данного фиктивного работника, присваивала себе.

Примером взяточничества в сфере государственного управления является уголовное дело в отношении заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области. Чиновник за способствование в совершении сделки по приобретению автомобильной и дорожной техники, находящейся в распоряжении управления Росимущества по Магаданской области получил взятку в крупном размере. В настоящее время он осужден к длительному сроку лишения свободы.

Конечно же, таких лиц единицы, но их действия наносят вред не только гражданам, представителям предприятий и учреждений, которые зачастую пытаясь добиться положительного решения своего вопроса готовы платить, но в большей степени они вредят обществу и в целом государству.

Анализ показывает, что говорят о коррупции многие, а фактическую борьбу с ней ведет лишь несколько органов. Конечно же, эти органы обязаны выявлять коррупцию и с ней бороться, но и общество, граждане не должны быть сторонними наблюдателями, а тем более совершать подобного рода преступления. Необходимо проявлять нетерпимость к коррупции, уважать себя и окружающих, а не использовать их как возможность сиюминутной наживы.

В этой связи напоминаем, что в целях взаимодействия с обществом и противодействию коррупционным проявлениям на официальном сайте следственного управления (www.magadan.sledcom.ru) в разделе «Борьба с коррупцией» размещена обзорная информация о порядке обращения граждан в следственное управление о фактах дачи, получения и вымогательства взятки, злоупотребления и превышения должностных полномочий, незаконном участии должностных лиц в предпринимательской и коммерческой деятельности или иных проявлениях коррупции со стороны должностных лиц органов власти, правопорядка и сотрудников следственного управления с разъяснением о беспрепятственном сообщении о данных фактах по телефону, посредством почтовый связи, по сети «Интернет» через соответствующую ссылку названного раздела сайта.

На сайте имеется раздел «Интернет-приемная», через который граждане также могут обратиться с заявлениями и сообщениями о преступлениях, в т.ч. коррупционной направленности. Работает «телефон доверия».

Кроме того, на официальном сайте управления ежемесячно размещается информация, содержащая предложение гражданам и юридическим лицам на условиях конфиденциальности сообщать о фактах коррупционных преступлений и проявлений.

В целях информирования сообщаем о санкциях, которые могут быть применены судом в отношении лиц, виновных в совершении вышерассмотренных преступлений:

- за получение взятки предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 15 лет со штрафом в размере от двадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки.

- за дачу взятки – на срок от 2 до 12 лет со штрафом в размере от десятикратной до семидесятикратной суммы взятки.

- за пособничество во взяточничестве – на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере от двадцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Глубоко убеждены, что только объединенными усилиями всего общества и соответствующих государственных органов возможно, если не победить полностью, то значительно снизить коррупцию в стране.

Новость на сайте Следственного комитета Магаданской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2014:10:30 13:17 (МСК)

Тема: Коррупция

Законодательство: Статья 290 УК РФ Получение взятки, Статья 291 УК РФ Дача взятки

Регионы России: ДФО, Магаданская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Магаданская область

Последние новости

Все новости