Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Южный федеральный округ Ростовская область

19 октября 2016 года Случайных здесь нет, или Один день из жизни следователя-криминалиста

Сегодня, 19 октября, одно из важнейших подразделений Следственного Комитета России — следователей-криминалистов — отмечает профессиональный праздник. Корреспондент 1Rmd.ru решил провести свой рабочий день вне редакционного кабинета и прямиком отправился на улицу Береговую. Там, в высотке, целый этаж занимает отдел следователей-криминалистов. Как работает «мозговой центр» следственного управления СК России по Ростовской области, «кто лучший друг» следователя-криминалиста и почему у них не принято «светиться» в СМИ, в репортаже Елены Доровских. Речь пойдет от первого лица.

Обведенная красным в настольном планинге дата 19 октября, как часто бывает, бросилась в глаза буквально накануне. Телефонный звонок в управление с просьбой «нам бы хотелось...» и ответ «дайте 10 минут» заставил быстро схватить фотоаппарат, проверить наличие в неподъемной дамской сумочке ручки-блокнота-диктофона-удостоверения. Чутье не подвело. Через 10 минут Галина Гагалаева уже знала, кто из следователей-криминалистов «пока на месте» и может мне уделить....почти весь день.

Утро. Небольшой кабинет. Стараюсь не мешать — идет отчет, кто и на какие преступления выезжал минувшей ночью. Ночка, поднимаю брови, была не из легких. Голос докладчика ровный, его брови в отличие от моих, никуда не поднимаются. В глазах вместе с усталостью читается любопытство.

- Знакомьтесь, коллеги. Это Елена. Она — журналист, намерена провести здесь целый день. О выезде на преступления речи не идет, - улыбается руководитель - полковник юстиции Тигран Ватулян.

Про себя отмечаю: «Что-то много здесь полковников на один квадратный метр».

Далее обыденно зачитывается сводка происшествий за сутки. Потом — каждый по своим местам. Тигран Артёмович ведет меня в класс для занятий, заманивая оружием братьев Толстопятовых — мол, смотрите, Елена, киношники к нам за этим оружием обращались. Пара толстопятовских стволов есть еще в музее донского главка МВД, но киношникам подавай именно эти.

Я на секунду задерживаюсь — в кабинете уткнулся в папку с документами еще один полковник. Это старший следователь-криминалист Дмитрий Сиротинин.

- А что это?

- Нераскрытое дело, - спокойно отвечает он, понимая, что не отстану. - Еще в 1998 году в Ростовской области, город не буду называть, пропал предприниматель. Известно, что поехал он в командировку со своими сомнительными компаньонами по делам бизнеса. Да, правильно, нераскрытыми делами прошлых лет тоже занимается наш отдел.

Пока я готовилась к встрече, узнала, что приоритеты в работе следователей-криминалистов - это расследования тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений прошлых лет. Занимаются они и серийными преступлениям и совершенными в отношении детей.

Уже в классе для занятий про полковника Сиротинина мне рассказывает его руководитель. Оказывается, в руках Дмитрия оживает вся сломанная техника. Этот уж точно не обратится за помощью к соседу, чтобы поменять в люстре лампочку. Вот такое хобби.

- Криминалисты — мастера на все руки. А вот и еще один мастер.

В класс входит, как вы уже догадались, еще один полковник. За ним тащит огромный чемодан Дмитрий. Вот он, «лучший друг» следователя-криминалиста...

- Вы же хотели увидеть чемоданчик следователя-криминалиста и наше оборудование? Сейчас Сергей Владимирович Вам все расскажет и покажет. А Дмитрий покажет работу ИКС — источник криминалистического света.

Пока оба офицера суетятся над чемоданами, Тигран Артёмович мне тихо рассказывает про третьего «компаньона»: «Это наш старейший сотрудник. Сергей Владимирович Парада. Награжден Орденом Красной Звезды. Афганец он. Очень скромный, не рассказывает, за что Орден получил, ну и мы в душу не лезем».

Цифровой комплекс для извлечения и декодирования цифровых данных мобильных устройств (UFED), цианоакрилатная камера, лазерный и оптический дальномеры, GPS-навигатор, биологические экспресс-тесты, портативный детектор взрывчатых веществ.

Рука не успевает записывать мельком знакомые и совсем неизвестные названия того или иного прибора. Приходится пару раз перебить уважаемого полковника Параду: «Сергей Владимирович, да Вы мне по-простому, как блондинке что ли, поясните, для чего этот и вот этот приборы. Мне их аббревиатура ни о чем не говорит».

Дмитрий видит замешательство в моих глазах и сразу делает как надо (мне надо): «ИКС обнаруживает биологические следы. Кровь, сперма, например. За счет специального спектра».

- Детектор нелинейных переходов позволяет обнаружить микросхемы — ну, сим-карту, например, которую преступник закопал или выкинул в мусор, - подхватывает полковник Парада. - Георадар: позволяет находить скрытые на глубине предметы, захоронения и тела жертв преступлений.

И тут умиротворенную позу (заболтали журналиста) полковника Ватуляна нарушает звонок. Преступление. Из класса выскакивает Дмитрий Сиротинин. Через мгновение он уже в камуфляже, хватает чемоданы и прыгает в автомобиль.

Да, я помню, что на реальный выезд следователя-криминалиста меня не возьмут. Сколько ждать возвращения Дмитрия? Минимум три часа? Меня проводят по всему этажу. Показывают полиграф, полиграфолога, рассказывают, как всем отделом, с семьями, проводят досуг. Тигран Артёмович достает фотоальбом. Просит не фотографировать — здесь жены, дети, полковники в спортивных трениках.

- С самого утра хотела спросить, почему так много полковников у вас в отделе?

- Наш отдел состоит из старшего офицерского состава. Здесь служат самые опытные и грамотные сотрудники, имеющие большой стаж следственной работы. 16 человек. В отделе работают я, мой заместитель, 7 старших следователей-криминалистов, 5 следователей-криминалистов, 2 эксперта.

- Ну, а на преступления ведь и полиция выезжает? Есть взаимодействие?

- Есть, конечно. Но наш отдел работает исключительно с Управлением уголовного розыска донского главка МВД России.

- Я слышала отзывы профессиональных сыщиков о сериале «След». Говорят, фантастика. А Вы как считаете?

- Знаете, в этом сериале есть одна неплохая идея — там следователи-криминалисты и эксперты находятся в одном, обособленном, здании. Мы, криминалисты, штурмуем методики раскрытия преступления, назначаем экспертизы. Мы — больше следователи, а эксперты-криминалисты — больше технари.

Уже не надеясь, что встречу прибывшего с места преступления Дмитрия Сиротинина, вдруг вижу в полуоткрытую дверь небольшого кабинета: все в том же камуфляже он фотографирует вещдоки, рядом эти же вещдоки снимает включенная видеокамера. Ладно, не буду мешать. «Это» нельзя светить в СМИ, пока преступление не раскрыто.

Напоследок шепчу: «С наступающим!»

Елена Доровских

www.1rnd.ru

Новость на сайте Следственного комитета Ростовской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:10:19 14:31 (МСК)

Регионы России: ЮФО, Ростовская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Ростовская область

Последние новости

Все новости