Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Новосибирская область

27 июля 2017 года Заместитель руководителя следственного управления СКР по Новосибирской области Виталий Зарипов дал интервью изданию "Комсомольская правда в Новосибирске"

«На нераскрытых преступлениях - как на охоте»

Замруководителя следственного управления СКР по Новосибирской области Виталий Зарипов рассказал «Комсомолке», как ловил серийного маньяка и как - убийцу беременной женщины, которого приговорили к расстрелу

Сотрудники следствия отмечают свои праздники скромно - не проводят громких торжеств в городах и не запускают фейерверков. У них и служба такая - без лишнего пафоса и публичности. И порой современные «знатоки» и сами забывают о том, что у них - торжественная дата. Напомним: 25 июля - День сотрудника органов следствия России.

ПРОТИВ ЛОМА ЕСТЬ ПРИЕМ!

В честь праздника мы встретились с одним из самых опытных следователей региона. Он на службе уже 28 лет! Это полковник юстиции Виталий Зарипов. Сейчас он заместитель руководителя следственного управления СКР по Новосибирской области. А начинал - стажером. Можно сказать, мальчишкой, который и не представлял, какой путь предстоит ему пройти.

- Виталий Борисович, как все начиналось? И почему решили связать жизнь со следственной работой?

- Родился я в Алтайском крае, в школу ходил в Норильске. Это - Крайний Север, Красноярский край. Уже класса с восьмого - либо фильмы повлияли, либо книги - появилась мысль стать следователем. И никем другим! Поступал в Алтайский государственный университет - не поступил. Пошел в Томский госуниверситет, сначала на рабфак. В 1983 году поступил. Практику проходил по прокурорской специализации. В 1989-м, по окончании вуза, нас с супругой распределили в Новосибирскую область, в Мошковский район.

- Вместе с супругой?

- Да, она училась со мной в одной группе. В 1988-м мы поженились, а в 1989-м распределились. Получилось, что в семье - два следователя. Я - следователь прокуратуры, она - милиции. Я вышел на работу сразу как получил диплом, а жена - через два месяца. И когда она начала работать, в семье считалось, что я уже имею определенный опыт.

- Сложно было в начале службы?

- Да, тяжело было, ночевали на работе. И практика очень отличалась от теории, которую изучали. Помню: кража из магазина. Жена выехала в качестве следователя, а я - в качестве мужа, чтобы помочь. Изъяли металлический лом и пытались снять отпечатки пальцев. Не понимали, что это просто невозможно: поверхность ребристая, а снимать можно только с гладкой. Это теперь криминалистическая техника вышла на такой уровень, когда отпечатки можно и с лома снять.

- Ну а преступника-то нашли?

- Да, кража была раскрыта. Раньше было понятие «особо опасный рецидивист». И вот как раз такого поймали. Супруга - только со студенческой скамьи, а ей сразу - особо опасный рецидивист.

ДВЕ ВЫСШИЕ МЕРЫ

- Как продолжалась ваша служба?

- В Мошковском районе от следователя-стажера до старшего следователя проработал семь лет. В 1996-м предложили должность заместителя прокурора Новосибирского района, и в этой должности проработал еще девять лет. Потом предложили пойти в аппарат областной прокуратуры - начальником отдела по надзору за следствием и дознанием. В 2007 году вступил в ряды созданного тогда Следственного комитета. Начинал руководителем Дзержинского межрайонного следственного отдела, а в 2010 году руководитель следственного управления СКР - тогда Игорь Иванович Телегин - предложил стать его замом. С тех пор - на этой должности.

- Какие дела в вашей службе были наиболее сложными?

- Не хвастаясь, скажу, что по делам, которые расследовал, были два приговора о высшей мере наказания. Дела прошли все инстанции, вплоть до Верховного суда - это эталон расследования. Окажись в них хоть малейшая ошибка, приговор бы не состоялся.

- А высшей мерой, знаю, была смертная казнь. За что выносились такие приговоры?

- В те годы, тогда еще в СССР, за особо тяжкие преступления были очень жесткие наказания. Помню фамилию преступника - Малышев. Убил беременную женщину в Мошковском районе. Расследовал быстро, отправил в областной суд. И осудили его быстро - в течение, наверное, месяца. Приговорили к высшей мере наказания, и месяцев через пять пришло подтверждение, что приговор исполнен. Это был 1990 или 1991 год.

- А теперь узнаете ли вы о судьбе уголовных дел, переданных в суд?

- Я получаю информацию о приговорах по всем делам 2-го отдела по расследованию особо важных дел - отвечаю за процессуальный контроль за этим подразделением. Также узнаю о приговорах по делам о преступлениях, вызвавших широкий общественный резонанс.

МАНЬЯК ВЫДАВАЛ СЕБЯ ЗА СЕКТАНТА

- Какие из современных преступлений, на ваш взгляд, были самыми сложными для расследования?

- Это, например, серия убийств женщин, совершенных с 1998 по 2005 год. На первое из серии я выезжал, еще будучи заместителем прокурора Новосибирского района. Помню, был ноябрь, очень холодно. Дорога в сторону ВАСХНИЛа. На свалке в холодильнике нашли женское тело без рук, без ног и головы. Личность потерпевшей мы установили далеко не сразу, а без этого тем более было сложно двигаться дальше.

- Знаю, что, когда шла эта серия, рассматривалась версия о ритуальном характере убийств…

- Да. На одном из мест преступления, где были обнаружены части женского тела, нашли нагромождение камней, палочек с какими-то символами. Тогда много литературы перелопатили, пытаясь понять, что это. Теперь преступления расследованы, и сам обвиняемый рассказал, что умышленно все это оставил, чтобы увести следствие в сторону.

- Что теперь установило следствие по этому делу?

- Проделали титаническую работу и благодаря криминалистической ДНК-лаборатории нашли нужный след на одном из вещественных доказательств. Теперь уже расследование закончено, обвиняемого знакомят с материалами дела - 19 эпизодов. Он был сотрудником милиции (большая часть преступлений совпала с периодом службы), они - девушки легкого поведения. В силу специфики своей работы он с ними знакомился, получал от них услуги, а затем убивал.

- Есть хоть какое-то объяснение у таких поступков?

- Обвиняемый прошел экспертизу в Институте имени Сербского и признан вменяемым. Но, конечно, с ним не все в порядке. Мы сейчас даже нашли свидетелей тех времен. Рассказывают, что он, будучи сотрудником милиции, напрашивался отвозить тела жертв разных преступлений в морг, желал даже присутствовать при вскрытиях. У него в квартире нашли литературу по анатомии, которую он сам изучал.

ПРОФЕССИЮ ЮРИСТА - ПО НАСЛЕДСТВУ

- Виталий Борисович, какие-то преступления способны вызвать у вас эмоции? Или для вас это просто работа?

- Многие думают, что работники следственных органов, постоянно сталкиваясь с криминальными происшествиями, в какой-то момент начинают воспринимать преступления обыденно и так же относятся к смерти людей. Это не так. Наши эмоции, сопереживание потерпевшим зачастую просто незаметны для других. Ведь мы, сочувствуя, одновременно выполняем задачи по установлению всех обстоятельств преступления, собираем доказательства.

- Сейчас вы еще продолжаете участвовать в работе комитета в качестве следователя?

- Как следователь - не участвую. Но я столько лет посвятил этой работе… Интерес до сих пор не пропал. Часто выезжаю на место преступления. Как правило, если оно еще не раскрыто. Планируем работу вместе со следователями. Интерес не прошел, иначе я бы здесь не служил. На нераскрытых преступлениях - как на охоте. Важно отыскать и привлечь к ответу виновника.

- А ваша жена служит сейчас в следственных органах?

- Нет. В нашей совместной жизни двух следователей хватило ровно на год. Потом она ушла в адвокаты. Работает в основном по гражданским делам, еще - по делам МВД. Сын по нашей линии пошел. Два года назад окончил Томский юридический институт. Потом отслужил в армии и был принят в прокуратуру Железнодорожного района. Сейчас трудится в аппарате областной прокуратуры.

- Вы посоветовали сыну пойти в правоохранительную систему?

- Нет. Но видимо, наш пример его заинтересовал. Мама - адвокат, я - прокурорский работник… И оказывается, некоторые преподаватели, которые когда-то учили нас, занимались и с ним. Помню, гражданское право нам преподавал Борис Лазаревич Хаскельберг. Когда мы учились, ему уже за 70 было, а Дмитрий учился - он преподавал ему в 90 с лишним лет.

- Виталий Борисович, кого из сотрудников управления вы особо отметили бы за хорошую работу? И за что именно?

- Достойных много. Например, во 2-м отделе, который курирую, занимаются расследованием экономических преступлений, а это - очень сложно. Нужно знать не только основополагающие уголовное и уголовно-процессуальное законодательство - необходимо знание гражданского права, налогового права, арбитражного процесса. Есть сильный следователь по особо важным делам Тарас Михайлович Ялпута, он уже подполковник юстиции. Или Иван Григорьевич Федоров - следователь молодой, но подающий надежды, очень сильный в экономических делах. Заместитель руководителя отдела - Станислав Олегович Лейба - по-прежнему сам дела расследует. У нас очень сильный штат экспертов-экономистов - шесть девушек, в прошлом сотрудники МВД. Они перешли к нам в 2011 году, когда налоговые преступления передали в нашу подследственность.

Недавно в следственном управлении подвели итоги ежегодного конкурса на звание лучшего следователя. Лучшим по профессии стал сотрудник Заельцовского межрайонного следственного отдела Денис Илларионов. В прошлом году он направил в суд 29 уголовных дел по фактам убийств, посягательств на половую неприкосновенность граждан, деяний коррупционной направленности. Причем это были самые сложные уголовные дела о преступлениях, совершенных в Заельцовском и Калининском районах. Чуть больше месяца назад Илларионов был назначен уже заместителем руководителя отдела.

Среди руководителей лучшей признана заместитель руководителя следственного отдела по Ленинскому району Галина Медведева. Сама берется за особо сложные дела, включает в состав следственных групп молодых сотрудников и демонстрирует им пример, как надо работать.

Работа большинства наших сотрудников заслуживает самой высокой оценки. Все они, не считаясь с личным временем, добросовестно исполняют свои обязанности. Желаю своим сослуживцам доброго здоровья и благополучия во всем!

- Присоединяюсь! Вас и ваших коллег - с праздником!

СПРАВКА «КП»

Чем занимается Следственный комитет?

Ведомство расследует, например, коррупционные и экономические преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, посягательства в отношении несовершеннолетних, преступления, совершенных несовершеннолетними.

За 6 месяцев 2017 года областное следственное управление окончило производство 950 уголовных дел по фактам 1137 преступлений. Из них:

112 -убийства,

35 - умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть, 127 - преступления против собственности,

56 -коррупционные преступления,

38 - преступления в сфере экономики.

За прошедшие полгода зафиксировано на 11,2% преступлений меньше, чем было годом раннее. На 9% увеличилась раскрываемость.

КСТАТИ

Как стать следователем?

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане РФ, получившие высшее юридическое образование, способные служить по состоянию здоровья.

Большинство из новосибирских следователей СКР до этого трудились в качестве общественных помощников следователей. Это студенты и выпускники юридических институтов, которые на общественных началах помогали штатным сотрудникам.

Новость на сайте Следственного комитета Новосибирской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:07:27 14:57 (МСК)

Регионы России: СФО, Новосибирская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Новосибирская область

Последние новости

Все новости