Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Дальневосточный федеральный округ Магаданская область

25 июля 2021 года Мягко стелет, да жестко бьет. "Вечерний Магадан" публикует интервью со следователем по особо важным делам Олесей Кравчук

Она – милая девушка с лучезарными глазами, оба­ятельной улыбкой и невероятно светлой энергетикой. Встретив ее в обыденной жизни, подумаешь, что скорее всего она работает где-то в сфере культуры и искусства, возможно, учителем младших классов, но никак не в чиновничьем аппарате и уж тем более не при погонах.

Но как часто оно и бывает… внешность обманчива, при всем своем обаянии и нежности Олеся Кравчук далеко не слабая и хрупкая девушка, и несмотря на столь молодой возраст (ей нет еще и 40 лет), на ее счету уже сотни расследованных преступлений. Причем не уровня воришек сотовых телефонов да драк местных бомжей, нет, далеко нет, в ее обязанности входят расследования посерьезней – изнасилование, убийства, коррупция и подобные. Ведь Олеся Вадимовна Кравчук – следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Магаданской области.

О ней

Так получилось, что жизнь Олеси не была привязана к одному городу, в силу различных жизненных обстоятельств она их постоянно меняла. Родилась в Хабаровске, спустя время с родителями уехала в Амурскую область в город Завитинск (военный городок). Там прошло ее детство, там она успешно закончила местную школу.

«В Завитинске мой папа сначала работал сотрудником ГИБДД, потом участковым и позже он стал оперативником в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Закончив школу в 17 лет, я уехала поступать в Дальневосточный юридический институт МВД России в Хабаровске. Пока я училась на втором курсе, мои родители вернулись в Хабаровск и живут там по сей день. Конечно, мой папа уже на пенсии, но он целых 20 лет отработал в милиции.

После Хабаровска, проработав два года в милиции, я уехала в село Ленинское в Еврейской автономной области», – рассказывает Олеся Вадимовна.

В 2006 году она увольняется из милиции Хабаровска и уезжает работать следователем в прокуратуре Ленинского района. По сути, это можно назвать повышением, потому что составы преступлений там посерьезнее. Уголовные дела теперь ее были связаны с изнасилованиями, с убийствами и с причинениями тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть.

В прокуратуре Ленинского района она работает до 2007 года, в этом же году 7 сентября в России образуется отдельная силовая структура – Следственный комитет.

«Тогда Следственный комитет хоть и находился при прокуратуре, но на деле являлся отдельным органом предварительного следствия. Получается, что я автоматически перевелась на должность следователя Следственного комитета. Самостоятельным Следственный комитет как ведомство стал уже в 2011 году.

Потом уже моего мужа перевили в Биробиджан, и я поехала вместе с ним, там я стала работать в следственном отделе по этому городу все так же следователем, а позже уже старшим следователем. Там же в Биробиджане меня забрали в отдел по расследованию особо важный дел», – поясняет Олеся Кравчук.

В Магадан Олеся Вадимовна приехала пять лет назад. Дело в том, что тогда ее руководитель отдела по расследованию особо важных дел следственного управления в Биробиджане Александра Викторовна Просина переехала служить в Магаданский СК и пригласила с собой своих коллег, среди них и была наша гостья нашего интервью.

Вопрос-ответ

– Олеся Вадимовна, так как интервью у нас праздничное, поэтому позвольте от нашего Медиахолдинга «Вечерний Магадан» поздравить вас с вашим профессиональным праздником – Днем сотрудника органов следствия РФ. И мой первый вопрос о вашей профессии: следователь – вы о ней мечтали с детства или это пришло со временем?

– И да, и нет. Одним из оснований, почему я поступила в школу милиции, было настояние отца. У меня не было такого желания изначально. Я вообще собиралась поступать в педагогический институт в Благовещенске на историко-филологический факультет, но также параллельно я поступала и в школу милиции. Родители все-таки ориентируют своих детей, учитывая то обстоятельство, что мой отец тоже длительное время проработал в органах внутренних дел и хотел, наверное, чтобы я пошла по его стопам. К слову, я ему очень благодарна, потому что он направил меня в нужное русло

– Что было после того как вы закончили учебу в институте?

После учебы я стала работать в милиции следователем, все так же в Хабаровске.

– Получается если человек отучился в школе милиции, то он сразу может стать следователем?

Конечно, он не может, а будет следователем, если он отучился на следственном факультете. Сейчас, насколько я знаю, это обязательное условие контракта, отучившись в школе милиции, ты должен отработать 5 лет. Раньше такого не было, но даже несмотря на это мы всегда были настроены на то, что должны пойти работать следователями сразу после учебы.

– Полагаю, у следователей существует карьерный рост?

Верно. Он может стать начальником следственного подразделения, возглавить соответствующее министерство либо ведомство. Но следователь не может вести коммерческую деятельность, если только это не преподавание, либо занятие творчеством.

– Опишите то время, когда вы только начинали работать.

Я начинала работать в Хабаровском районе Хабаровского края – это подразумевает собой территорию, которая прилегает к самому Хабаровску. Там я была следователем по обслуживанию Князе-Волконского района. Хочу отметить, что теоретические знания, полученные в институте, хоть и были для меня полезны, но в практике все же множество отличий. Нужно отдать должное тому, что нас в институте хорошо учили криминалистике, потому что для следователя она очень важна. Она включает в себя назначение экспертиз, как правильно изымать, хранить, упаковывать улики и тому подобное. Криминалистика очень помогает в обнаружении следовой обстановки. Следователи милиции занимались и занимаются в основном преступлениями против собственности, то есть это кражи, угоны, грабежи и так далее. Моим первым делом вообще была кража свиньи с соседнего сарая, которую еще и съели.

– Я так понимаю, дела кем-то распределяются между следователями?

Да, конечно. Вот пришел молодой следователь, ему вручают пачку уголовных дел и говорят «расследуй», ты говоришь «а я не знаю», а в ответ «ну все не знают».

– Получается, сразу много дел дают?

Да, в милиции именно так, в следственном комитете немного по-другому. Но благо нужно отдать должное следователям, которые тоже когда-то закончили тот же институт что и ты, так же по распределению попали в этот отдел и помогают тебе с работой.

– И как, успешно раскрыли первое дело?

Вообще отлично. Тут дело в том, что раскрытием занимается уголовный розыск, а расследованием, соответственно, следователь. Получается, мы собираем улики по уголовному делу и направляем его прокурору. Если он считает, что доказательств достаточно, то он утверждает обвинительное заключение, где изложены все доказательства, и далее направляет его в суд для рассмотрения.

– Вам было интересно учиться в школе милиции?

Однозначно да, было очень интересно. Я считаю, что это были мои лучшие годы в жизни, потому что не каждая девушка может испытать подобное. Помню, как мы чистили баками картофель, заступали на сутки в наряд по столовой, где мыли посуду за целым курсом из 150 человек после каждого приема пищи, с автоматами ходили, сами саперными лопатами копали себе окопы. В бронежилетах шагали, в касках, а зимой ходили в Марш-бросок на 5 километров в бушлатах и в валенках по колено. Понятное дело, что все люди разные, но мне это очень нравилось. Это закаляет характер, тренирует дисциплину.

– Какой вы были в школьные годы?

Я училась на отлично и хорошо. В аттестате у меня было всего две четверки, а остальные пятерки. Даже несмотря на то, что я училась в малоизвестном военном городке Завитинске, мне это не помешало хорошо закончить школу и более того самой поступить в школу милиции, сдав экзамены и получив высокие баллы. Там все учатся на бюджете, но там очень большой конкурс и туда тяжело попасть.

– В чем заключаются ваши обязанности как следователя по расследованию особо важных дел?

В настоящее время расследую уголовные дела, которые мне поручил руководитель. Что в милиции, что в следственном комитете процесс расследования дел полностью идентичен, различаются составы преступления.

– Что было для вас самым сложным в работе?

Самым сложным для меня в работе всегда были преступления против детей, особенно сейчас, когда у меня самой есть дети. Потому что ты невольно пропускаешь эти злодеяния через себя, и если раньше вполне получалось сохранять внешнее спокойствие, то сейчас это вдвойне тяжелее. Особенно если это преступления, связанные с сексуальным и физическим насилием. Про убийства я вообще молчу. Это было по-настоящему тяжело.

– В чем минусы работы?

Серьезных минусов нет, единственная проблема – меньше времени проводишь с семьей. У меня как-то было такое, что я трое суток не появлялась дома, потому что мне нужно было провести осмотр места происшествия, задержать троих обвиняемых, предъявить им всем обвинения, потом выйти в суд для того, чтобы им избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Это очень трудоемкая работа, поэтому я целых трое суток, не выходя из здания следственного отдела, просидела там, чтобы сделать все своевременно.

– А чем вам нравится в профессии следователя?

Меня очень привлекает то, что это живая работа, где приходится много размышлять, и здесь ты никогда не будешь сидеть на месте. Нравится сам процесс расследования. То, как приходится подмечать мелкие детали и по ниточке собирать улики, чтобы собрать доказательную базу. Также не менее приятен итог проделанной работы. Ведь конечно хочется видеть результат своего труда, что виновному выдвинули обвинение и что он получил по заслугам.

– Как вы изменились за опыт своей работы?

Мне кажется я стала спокойнее, раньше я была более экспрессивная, но, наверное, так у всех людей.

– Какое дело вам запомнилось больше всего?

В Биробиджане у меня было такое уголовное дело, где трое лиц пришли посреди ночи к своему соседу, который в свою очередь открыл им дверь, зная, что это соседи и их можно не бояться. Но они накинулись на мужчину и его несовершеннолетнего сына с ножом. Мальчишке было лет тринадцать-четырнадцать, это было очень страшно. У сына 90 ножевых ранений и больше ста у отца. А причиной этого ужасного преступления были деньги. Любой нормальный человек, даже следователь неважно с каким опытом никогда не сможет спокойно относиться к подобным преступлениям.

– Какие мифы есть у людей по поводу вашей профессии, с которыми вы лично сталкивались?

Почему-то большинство людей считают, что следователь работает для того чтобы заработать звезды на погоны. Но это вообще никак не взаимосвязано, следователь работает каждый день для того чтобы расследовать уголовные дела, ведь это его должностная обязанность и призвание. Но никак не из-за звезд, никто их за расследование дел не дает. Есть определенные этапы, к примеру, чтобы получить подполковника, как я сейчас, то в звании майора нужно 4 года проходить. Чтобы получить следующее звание, мне нужно еще 5 лет отслужить. Но у людей почему-то другие ассоциации, мол я вам сейчас признаю вину в совершении преступления и дам показания, чтобы с делом закончить, а вам звездочку вручат.

– Какими качествами должен обладать следователь?

В первую очередь рассудительностью и логикой, чтобы сгоряча не принимать те или иные решения. Также должно быть чувство ответственности за порученное дело, обязательно нужно думать о том, что ты должен достичь определенного результата в расследовании уголовного дела. Также умение планировать процесс работы – очень важное качество. Следователь составляет план и по нему строит все расследование.

– Есть ли сроки расследования порученного дела?

Конечно, уголовно-процессуальным кодексом предусмотрено, что срок расследования два месяца. Потом уже в случае необходимости проведения дополнительных следственных действий ты ходатайствуешь перед руководителем отдела, потом руководителем управления, и он тебе продлевает срок: до трех, до четырех и так до двенадцати месяцев.

– Похожа ли ваша работа на то, что нам показывают в кино и пишут в книгах?

Есть сериал «Тайны следствия», и он очень приближен к реальной работе, особенно первые серии. Думаю, режиссеров консультировал хороший следователь. А вот то, что показывают сейчас – это все глупости на грани фантастики, имеющие мало чего общего с реальностью. Также Следственный комитет снимал сериал, основанный на реальных событиях, «Следственный комитет», тоже очень похоже.

– Имеют ли что-то общее между собой детективы и следователи?

Не-а, это разные вещи. Детективы – это самостоятельные и независимые лица, которые за деньги выполняют, к примеру, слежку за кем-то и тому подобную работу. А следователь – это должностное лицо, которому поручено расследование уголовных дел. Он процессуально независим и действует в соответствии с нормами уголовно-процессуального и уголовного кодекса. В принципе он ограничен этими нормативными документами и в их рамках должен вести следствие.

– Во сколько лет можно стать следователем по особо важным делам?

Я в 30 лет заняла эту должность, но это возможно и раньше, если есть определенные заслуги, к примеру, успешное расследование сложного уголовного дела.

– Какого рода преступления чаще случаются в Магадане?

Очень много всяких разных. Следственный комитет занимается такими преступлениями как убийства, изнасилования или иные действия сексуального характера, они не частые, но могут встречаться. Также это экономические и коррупционные преступления.

– Уголовным делом могут заниматься сразу несколько следователей?

Да, может быть несколько следователей задействовано. Для этого руководителем следственного органа создается следственно-оперативная группа, в состав которой могут входить: следователи, оперативные работники полиции, криминалисты и так далее.

– Бывали ли у вас такие моменты, когда опускались руки и хотелось закончить с работой?

Не было такого. Наоборот, мне эта работа очень интересна.

– Как вы отдыхаете и проводите свободное время?

С семьей стараюсь проводить больше времени, учитывая мою рабочую занятость. Иногда я люблю с сыном ходить на баскетбольную площадку и играть в баскетбол – это помогает абстрагироваться от работы.

– Как вы будете отмечать День сотрудника органов следствия РФ, который будет 25 июля?

В любом случае у нас будет торжественное мероприятие, как обычно это происходит. Нас соберут в актовом зале, поздравят, поблагодарят за определенные достижения.

– Расскажите о своей семье.

Когда я познакомилась со своим мужем, он работал сотрудником уголовного розыска, это как раз тот, кто раскрывает дела. Выехали на осмотр места происшествия и познакомились, начали общаться и вот теперь у нас уже двое детей. Старшему сыну 13 лет, он хочет пойти по моим стопам и тоже стать следователем, сейчас он занимается плаванием достаточно серьезно, выезжает на соревнования и получает призовые места. Моей дочке 6 лет, она ходит в садик, а так, пока особо ничем не занимается, но любит очень рисовать, танцевать и плавать.

– Как ваше окружение и близкие относятся к вашей работе?

Спокойно и с пониманием. Мама у меня тоже военнослужащей была, да и дедушка военный, он был летчиком военно-транспортной авиации. У меня такое окружение, что все в погонах и все нормально относятся к моей профессии, дети тоже. Сын даже на работе помогал печати ставить, ему интересно и мне вроде как помощь.

– Сколько девушек в отделе по расследованию особо важных дел?

Только я одна. Сейчас появилось отделение по расследованию кибер-преступлений и там тоже есть девушка, но если брать именно в отделе по расследованию особо важных дел, то да, получается я одна. А вообще в городе у нас есть следователи девушки. На самом деле я думаю, что девушки более усидчивые, рациональные и они не принимают скоропалительных решений, хотя считается, что женщины более чувствительны и эмоциональны, но если они смогли достичь такой должности, то они будут в ней успешны.

– У вас есть любимые фильмы или книги?

Я говорила ранее про сериал «Тайны следствия» и думаю его можно включить в список моих любимых, потому что я смотрела его с удовольствием. На книги у меня времени особо не хватает, потому что и так приходится читать довольно много в рабочих моментах. Хотя вот я пыталась читать некоторые книги из серии про Шерлока Холмса. Но там все такое мудреное, в жизни на самом деле все куда проще. Хотя в этом и заключается основная задумка, в изощренных и ярких расследованиях. Как видите, все, чем я интересуюсь, связано с расследованиями и преступлениями, все из этого русла.

– Есть ли у вас мечта?

Да, как и многие родители, я мечтаю, чтобы у моих детей все было хорошо и чтобы их жизнь сложилась так, как они того хотят.

– Так необычно, что такая семейная и милая девушка как вы работает следователем и расследует тяжелые преступления.

На самом деле, когда начинаешь работать, эмоции уходят в сторону, и ты полностью посещаешь себя расследованию дела. В любом случае нужно уметь абстрагироваться как от работы, так и от своих чувств. Чтобы не было профессиональной деформации, конечно же опытный и понимающий руководитель старается двигать людей, дабы у них менялась обстановка и не было проблем с работой. У меня кстати девичья фамилия была Мягкая, и судьи всегда про меня говорили: «мягко стелет, да жестко бьет».

Автор: Анастасия Долмашкина

Новость на сайте Следственного комитета Магаданской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2021:07:25 13:32 (МСК)

Тема: Сексуальные преступления против несовершеннолетних, ГИБДД, ДПС, ДТП

Регионы России: ДФО, Магаданская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Магаданская область

Последние новости

Все новости