Заседание коллегии проходило в закрытом режиме, в числе приглашенных - руководители (заместители) структурных подразделений и сотрудники аппарата Следственного управления.
Вступительное слово руководителя Следственного управления Трошина О.А. задало совещанию эмоционально жесткий тон. Руководитель управления потребовал отчитаться руководителей следственных отделов о результатах работы по приоритетных направлениям деятельности Следственного комитета РФ (раскрытие и расследование преступлений прошлых лет, преступлений коррупционной направленности и др.), а также объяснить причины, по которым были допущены недостатки в их работе.
Об общих показателях работы следственного управления доложил первый заместитель руководителя Следственного управления Тугушев Р.Р., который отметил, что за полгода работы в качестве полностью самостоятельного правоохранительного органа Следственное управление по Пензенской области закрепило свои позиции как дееспособное региональное подразделение Следственного комитета России, обладающее серьёзным кадровым потенциалом, необходимым в решении поставленных задач.
Но сегодня следует обратить внимание, прежде всего, на недостатки, препятствующие достижению более качественных результатов, и для этого есть веские причины.
В первом полугодии 2011 года Следственным управлением разрешено по существу 454 обращения (в первом полугодии 2010 года – 368), в том числе 2 запроса депутатов Государственной Думы РФ и 10 обращений депутатов местных представительных органов, рассмотрено 39 или 8,6% повторных жалоб. Приведенные цифры указывают, что в 2011 году количество разрешенных по существу обращений увеличилось на 23,4% (или на 86 обращений).
Действия (бездействие) процессуальные решения следователей по уголовным делам обжаловались в 106 обращениях (23,3 % от разрешенных).
Кроме того, в отчетном периоде разрешено 12 обращений по другим вопросам деятельности Следственного управления.
По результатам рассмотрения жалоб выявлено 29 нарушений закона (АППГ – 14 нарушений). Из них 24 при рассмотрении сообщений о преступлениях (АППГ – 11), 5 при производстве предварительного следствия (АППГ – 3). По результатам рассмотрения жалоб отменено 20 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с неполнотой проведенных проверок (АППГ – 10) и 1 о приостановлении уголовного дела (АППГ – 1), постановления о прекращении уголовного дела в анализируемом периоде незаконными не признавались и соответственно не отменялись (АППГ – 1).
В структуре нарушений наиболее распространенным основанием удовлетворения жалоб является неполнота проверочных мероприятий при рассмотрении сообщений о преступлениях. Так, по указанному основанию удовлетворена 21 жалоба с отменой 20 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Увеличение количества удовлетворенных жалоб однозначно свидетельствует об ослаблении контроля со стороны руководства отделов за деятельностью подчиненных сотрудников. Все прочие нарушения, выявленные в ходе рассмотрения жалоб, носят единичный характер.
В период создания самостоятельной структуры – Следственного комитета РФ особенно остро стояли вопросы работы с кадрами. В текущем году кадровый состав обновился на 9% (принято - 15 человек), 35 человек (22 %) - перемещены по службе, в т.ч. 24 - с повышением.
Всегда актуальным был и остаётся вопрос воспитания молодых следователей, постоянного контроля за их работой, поведением в быту, оказания им помощи в адаптации к условиям практической работы не только, что называется, под боком у руководителя отдела, но и отдельно от него.
Тугушев Р.Р. отметил, что имеющиеся в деятельности следственных отделов нарушения и упущения не обусловлены какими-либо объективными причинами либо непреодолимыми трудностями. Если какие-то объективные трудности на первых порах и были, то все они остались в 2007-2008 годах. Значительная часть нарушений допускается из-за неорганизованности, недисциплинированности отдельных работников.
Поэтому в предстоящем периоде на первый план выходят вопросы стабильности следственной работы, не допущения нарушений прав участников уголовного судопроизводства и лиц, обращающихся в органы Следственного комитета за защитой нарушенных прав.
Заместитель руководителя Следственного управления Житенёв Г.Я. в своем докладе остановился на следующих аспектах деятельности управления, касающихся вопросов уголовного преследования и учетно-регистрационной дисциплины.
За 1 полугодие 2011 года следственным управлением проделана определенная работа, направленная на обеспечение уровня уголовного преследования и процессуального контроля, соответствующего требованиям Председателя Следственного комитета РФ. Определенных положительных результатов удалось добиться в сфере уголовного преследования и организации процессуального контроля. Однако в своем выступлении обозначил те направления деятельности, на которых необходимо приложить значительные усилия чтобы полностью исключить имеющиеся недостатки.
В первом полугодии 2011 года следственными органами рассмотрено 4298 сообщений о преступлениях. По 3137 сообщениям вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом 98 постановлений или 2,9% признаны незаконными и отменены.
При этом в ходе ежемесячных выездных проверок, осуществляемых аппаратом управления, продолжают выявляться недостатки, как по материалам проверок, так и по самим постановлениям об отказе в возбуждении уголовного дела, требующим их доработки.
Кроме того, в результате ненадлежащего осуществления процессуального контроля со стороны руководства следственных отделов в 2011 году было возбуждено 3 уголовных дел из отказных материалов.
В первом полугодии 2011 года в производстве следователей находилось 802 уголовных дела, что на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Среднемесячная нагрузка следователя по оконченным делам в целом по области составила 2,4 дела (аналогичный период прошлого года 2,3 дела).
Вместе с тем, несмотря на общее уменьшении числа расследованных уголовных дел, произошло резкое снижение качества уголовного преследования. Так, прокурорами возвращено на дополнительное расследование 5 уголовных дел (АППГ - 1). Судами возвращено 7 дел, что в 2,5 раза больше показателей прошлого года.
При этом руководитель Следственного управления подверг жесткой критике деятельность руководителей следственных отделов, осуществлявших контроль качественных составляющих направленных дел в суд, которые впоследствии были возвращены в порядке ст. 221, ст. 237 УПК РФ.
Серьезную обеспокоенность вызывает один из основных рейтинговых показателей нашей работы – оперативность производства следствия. При уменьшении числа расследованных уголовных дел на 2,3% количество уголовных дел, расследованных в срок свыше 2 месяцев, увеличилось на 11% и составило 99 дел (АППГ - 89).
Раскрытие убийств и других особо тяжких преступлений против личности является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного управления.
При этом ключевая роль в раскрытии и расследовании преступлений отводится именно следователю, который не только полномочен, но и обязан это делать. Если следователь не способен сплотить вокруг себя следственно-оперативную группу, правильно определить, спланировать и озадачить ее членов выполнением конкретных мероприятий, то все расследование обречено на провал.
Немаловажная роль в организации раскрытия и расследования уголовного дела отводится письменным указаниям, адресуемым следователям. К сожалению, на практике нередко приходится сталкиваться с непониманием важности этого способа организации работы на местах.
Организацию раскрытия особо тяжких преступлений против личности нельзя рассматривать в отрыве от преступлений прошлых лет.
На сегодняшний день за следственными отделами числится 578 нераскрытых уголовных дел, из которых 278 об убийствах.
В целях раскрытия этих преступлений, аппаратом управления создана необходимая нормативная база, подписаны межведомственные приказы, достигнуты соглашения с органами внутренних дел. В каждом отделе создана аналитическая группа.
Результатом работы стало раскрытие в первом полугодии 31 преступления, из которых 30 направлены в суд, в том числе 3 убийства и одно УПТВЗ со смертельным исходом.
В завершении доклада Житенев Г.Я. остановился на одном из серьезнейших направлений деятельности Следственного управления – возмещение причиненного преступлениями материального ущерба. Так, в текущем году преступными действиями обвиняемых по расследованным управлением уголовным делам причинен ущерб на сумму – 24 973 000 рублей. В процессе предварительного расследования ущерб возмещен на сумму – 6 706 000 рублей. Кроме того, наложен арест на имущество на сумму 2 650 000 рублей. Таким образом, сумма возмещения соответствует 9 311 000 рублей, что составляет всего 37 %.
Мониторинг работы следственных отделов на данном направлении показал, что сложившаяся ситуация стала возможной в результате ненадлежащей работы Бессоновского, Кузнецкого и Нижнеломовского МРСО, где доля возмещенного вреда составляет менее 50%.
Языком цифр
За 6 месяцев 2011 года СУ СК РФ по Пензенской области:
- возмещен материальный ущерб, причиненный преступлениями на сумму 9 311 000 рублей;
- расследовано 739 уголовных дел, из них 728 направлено в суд, из которых:
· 35 дел об убийствах;
· 28 дел об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом;
· 3 уголовных дела о незаконном лишении свободы;
· 144 дела о преступлениях против конституционных прав и свобод человека;
· 31 преступление по делам прошлых лет;
· 20 дел о преступлениях против собственности;
· 68 дел о производстве, хранении, перевозке либо сбыте товаров (продукции), выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности;
· 45 дел о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа или применении насилия в отношении представителя власти;
· 40 дел о 146 преступлениях коррупционной направленности, совершенных 48 лицами, из них:
13 офицеров органов МВД России;
6 представителей органов местного самоуправления, из которых 2 депутата;
9 сотрудников органов ФСИН России;
7 работников органов Минздравсоцразвития России;
2 работника органов Минобрнауки России;
2 представителя Минспорттуризма России;
1 представитель избирательной комиссии;
1 работник органов ФНС России;
3 представителя, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.