Новости Следственного комитета РФ

Главная » Уральский федеральный округ » Свердловская область

Председатель Региональной общественной организации «Совет ветеранов следствия» С.М.Хуснидинов: «Потенциалом ветеранов следственных органов современному следствию надо успевать воспользоваться»

15 января 2016 года


Полковник юстиции Салават Маратович Хуснидинов, являющийся ныне Председателем Региональной общественной организации "Союз ветеранов следствия" по Свердловской области, долгие годы отработал в органах прокуратуры и Следственного комитета РФ.

Несмотря на то, в семье у него представителей правоохранительных органов не было, С.М.Хуснидинов полагает, что, встав в ряды служителей закона, он продолжил те традиции, которые заложили еще его далекие предки.

- Я как-то выяснил, что у меня в очень глубоких корнях предки были связаны с правоохранительной системой, – поделился с нами наш собеседник. – Так, у моей мамы был прадед, который являлся мировым судьей Кленовской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии. Было это после реформы 1864 года. А со стороны отца мой прадед (отец его мамы) был каким-то полицейским чином. То есть правоохранительные гены взыграли во мне через несколько поколений. Поэтому, может, и получилось так, что я решил пойти в юридический институт.

Как бы то ни было, решение обучаться профессии юриста было принято Салаватом Маратовичем явно не спонтанно. Первоначально он вообще хотел стать профессиональным военным. Однако, прежде чем стать офицером, он считал необходимым пройти срочную армейскую службу.

- По окончании школы, до призыва в армию, я решил поработать. Год был слесарем. Потом меня призвали в армию, где я понял для себя, что быть офицером, конечно, почетно, но это - не мое. И в то же время армия помогла мне определиться с будущим выбором профессии. Поскольку я служил во внутренних войсках, моя служба была связана с поддержанием общественного порядка, я был задействован во многих мероприятиях по его наведению. Именно тогда для себя решил, что по окончании службы поступлю в Свердловский юридический институт, который находится в моем родном городе.

С поступлением в ВУЗ у Хуснидинова связана история, которую он не может забыть уже почти 30 лет. Демобилизовавшись из армии в 1986 году, он стал ходить на подготовительные курсы для абитуриентов СЮИ. Отходил на них положенное время и в пору вступительных экзаменов прибыл для написания сочинения.

- Я выбрал одну тему, - продолжает Салават Маратович, - и уже почти дошел до средины, раскрывая ее, но забыл какой-то один важный факт. Мне пришлось поменять тему и начать писать заново. Тут подошло время окончания экзамена, но я не успел написать заключение. Студенты-второкурсники, которые следили за порядком во время проведения вступительных испытаний, буквально отобрали у меня работу и сказали, что если я сейчас не сдам, то мне поставят «неуд». В расстроенных чувствах я ушел домой. На следующий день оценки за сочинение вывешивали на окнах, которые выходили на крыльцо института. Я посмотрел свою 8-ю абитуриентскую группу и увидел, что напротив моей фамилии стоит оценка «3». Тогда подумал: ладно хоть не два. Потом выяснил, что ошибок в написанном мною сочинении не было, балл был снижен из-за отсутствия заключения. Ну а поскольку последующие два экзамена я сдал на пятерки и в общей сложности получил 13 баллов, этого хватило для поступления. Тем более что у меня было целевое направление от прокуратуры области, куда я еще за несколько месяцев до того обратился, изъявив желание работать.

Студентов СЮИ, особенно тех, кто учился по целевому направлению, прокуратура области не выпускала из поля своего зрения. Наш собеседник рассказывает, что периодически к ним приходила сотрудница отдела кадров В.С. Ильина, беседовала с ними, спрашивала об учебных успехах, а также о том, кем бы они хотели работать после окончания ВУЗа. После одного из таких визитов студента 3 курса Хуснидинова вызвал на собеседование начальник отдела кадров прокуратуры области Е.Е.Кравцов и предложил ему начать работу. И хотя третьекурсник попытался возразить тем, что не может пока работать, так как не закончил учебу, кадровик был непреклонен: «Сделаем тебе свободное расписание, будешь сдавать необходимые работы, зачеты и одновременно трудиться».

- Предложение начать работать было не случайным, - считает Салават Маратович. – Тогда была такая ситуация, что происходил отток следователей из прокуратуры, а объем работы в органах правоохраны только увеличивался. Наставали другие времена, возникала экономическая свобода. Сотрудники прокуратуры и полиции, уходили из органов, создавали свои правовые организации и начинали действовать самостоятельно, чтобы не зависеть от государства. Ну а некоторые опытные стражи порядка просто уходили с работы в силу возраста. На смену им не успевали прийти другие. Образовалась кадровая брешь. На этом фоне я и пришел в прокуратуру.

До конца учебы он работал в городе Полевском. Имея койко-место в общежитии, в рабочие дни он ночевал там, а в выходные, если они выпадали на долю молодого прокурорского работника, приезжал в Екатеринбург. Наведывался в уральскую столицу также и вечерами – для того, чтобы встретиться с преподавателями. Параллельно – вечерами и ночами - писал диплом.

- В то время дипломная работа не была обязательным элементом выпускных испытаний. В основном сдавали государственные экзамены. Диплом расценивался как привилегия. Студенты, которые учились на 4-5, писали диплом и сдавали один госэкзамен. Мне тоже разрешили писать диплом. У меня было системное исследование одного вопроса в уголовном праве. Эту тему я разрабатывал из курса в курс, что и вылилось в дипломную работу. Руководителем дипломного проекта у меня был заведующий кафедрой уголовного права Иван Яковлевич Казаченко. А рецензировал работу ныне заместитель председателя Свердловского областного суда Вячеслав Николаевич Курченко.

По признанию самого Салавата Маратовича, работа в органах прокуратуры к концу учебы его уже сильно «затянула». Хотя руководитель дипломного проекта и предлагал ему пойти в аспирантуру, он все же принял решение посвятить себя нелегкой прокурорской службе. Окончив ВУЗ, 30 июня 1991 года Хуснидинов приехал уже на новое место службы – в Режевскую городскую прокуратуру - на должность старшего следователя. Здесь он проработал до октября 1997 года. В формировании его как следователя огромную роль сыграла надзирающий прокурор Э.А.Аршинская.

- В так называемые «лихие 90-е» основной акцент делался на борьбе с организованной преступностью. Создавались постоянно действующие следственно-оперативные группы, в одну из которых входил и я. Наша группа распространяла свое действие на три района – Артемовский, Алапаевский и Режевской. Взаимодействовали мы непосредственно с сотрудниками УБОП, ФСК, потом – ФСБ. Поскольку, состоя в такой СОГ, я продолжительное время занимался расследованием уголовных дел в отношении организованных преступных групп, логическим продолжением моей службы был переход в следственную часть прокуратуры области, которая тогда уже стала называться отделом по расследованию особо важных дел, на должность старшего следователя. Перешел я на эту должность с тремя делами, уже находившимися в моем производстве. Начальником отдела тогда был А.В.Фролов, его предшественник - В.В. Брызгалов - к тому моменту ушел на пенсию.

Из тех, с кем еще приходилось работать, Салават Маратович вспоминает Н.П.Овчинникова, В.И.Коротаева, Е.Б.Потемкина, с которыми он часто советовался, получая от них много полезной информации и перенимая их богатейший опыт следственной деятельности. Словом, учителя у него были достойными. Из числа коллег-напарников он, в первую очередь, вспоминает В.Б.Мухамадеева, с которым он вместе учился и впоследствии расследовал отдельные уголовные дела. Другой напарник – Н.В.Тетерин. Этот коллега был знаком Хуснидинову также еще со студенческой скамьи, хотя в тот период они не так много общались. А вот когда Салават Маратович пришел на службу в Реж, их товарищеские отношения значительно укрепились.

В «важняковском» отделе Хуснидинов проработал с 1997 по 2002 год. А затем продолжил службу в отделе криминалистики прокуратуры области в должности прокурора-криминалиста. Начальником этого отдела тогда был В.Р.Яксон. Другие сотрудники: А.Н.Перельмутер, Н.Н.Ризванов, И.Г.Медведев (однокурсник Хуснидинова), С.А.Костылев, А.Н.Бадулин.

- Служа прокурором-криминалистом до 2009 года, от следствия я никуда не ушел, - отмечает наш собеседник. - Работал на различных направлениях: анализировал состояние преступности, внедрял криминалистическую технику, проводил занятия по повышению квалификации следователей, их стажировки, организовывал семинары, параллельно курировал ряд территориальных подразделений. Особо запомнилось мне проведение выездных семинаров на военных полигонах, при организации которых задействовалось до нескольких автобусов, чтобы в определенное время доставить в нужное место порядка 200 следователей и других сотрудников. В организационном плане уходило очень много времени, а потом по этому мероприятию нужно было еще отчитаться, составить соответствующие документы, справки, чтобы у руководства отдела была необходимая фактура для доклада прокурору области.

Осенью в 2008 года, когда уже год существовал Следственный комитет при прокуратуре РФ, начали создаваться учебные центры. Это было, конечно, не новшество, поскольку еще в 1990-е годы в структуре прокуратуры РФ функционировали региональные учебные центры. В Свердловской области был свой Уральский региональный учебный центр прокуратуры, который прекратил существование в начале 2000-х годов. Соответственно, в Следственном комитете при прокуратуре эта работа была фактически возобновлена. Будучи заместителем руководителя вновь созданного учебного центра (он тогда был под эгидой Управления СКП по УрФО), С.М.Хуснидинов непосредственно проводил стажировки следователей в отделе криминалистики. С января 2009 года учебный центр был выделен в структуру следственного управления по Свердловской области.

- В работе учебного центра мы объединили учебный, житейский и следственный опыт. На службу к нам пришел доктор юридических наук В.Н.Карагодин. Он, со своей стороны, способствовал налаживанию учебного процесса, определял, на чем лучше сделать акцент с теоретической точки зрения, а я - с практической. Уже вдвоем мы выводили учебный центр на принципиально новый уровень. У нас получилось арендовать помещение, появились аудитории, стало возможным разместить приезжающих к нам обучающихся и качественно проводить с ними занятия, стали применять больше криминалистической и иной техники, появилась необходимая литература. На этом участке я проработал до октября 2009 года. Больше не стал, потому что работа была налажена, дальше пошла уже научная деятельность, к которой я склонности не имею. Потом вышел на пенсию.

На сегодняшний день Салават Маратович является Председателем Региональной общественной организации «Совет ветеранов следствия» по Свердловской области. Ветеранская организация включает в себя более 40 человек, которые ранее работали следователями и прокурорами, курирующими вопросы следствия. Среди направлений деятельности организации - содействие региональному следственному управлению СК России. По мнению С.М.Хуснидинова, люди, вышедшие на пенсию, практически всегда не до конца использовали свой потенциал, у них есть большой опыт, есть какие-то наработки, которые могут существенно помочь и значительно облегчить жизнь современным следователям.

- Зачем молодым следователям наступать на те грабли, которые можно обойти, пользуясь советами мудрых старших товарищей? – задается вопросом Салават Маратович. - Таких достойных людей среди нас много. Каждый - человек с большой буквы, личность, которая имеет на всё свою точку зрения, свое видение, может обосновать и отстоять свое мнение. И этим нерастраченным потенциалом ветеранов следственных органов современному следствию надо успевать воспользоваться.



Ссылка на текст новости: http://sledcomrf.ru/news/216734-predsedatel-regionalnoy-obschestvennoy-organizatsii.html

Ссылка на первоисточник: http://sverdlovsk.sledcom.ru/Novosti/item/1005900/