Новости Следственного комитета РФ

Главная » Сибирский федеральный округ » Иркутская область

О подготовке к пожароопасному периоду 2016 года

29 марта 2016 года


Следственное управление СК России по Иркутской области направило в адрес Губернатора Иркутской области С.Г. Левченко письмо с предложением о принятии действенных мер подготовки к пожароопасному сезону 2016 года и обеспечению достаточного финансирования при тушении лесных пожаров на территории Иркутской области.

Напомним, в сентябре 2015 года по материалам проверки Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры следственными органами СКР возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» при тушении лесных пожаров в 2015 году на территории Прибайкальского национального парка.

В ходе предварительного следствия по уголовному делу установлены следующие обстоятельства:

Площадь лесов в Иркутской области составляет 71 466 000 га, или 92% от её территории, из них:

– земли лесного фонда РФ, полномочия по которым переданы Иркутской области (земли агентства лесного хозяйства Иркутской области) – 69 419 000 га;

– земли обороны и безопасности (земли лесного фонда Министерства обороны РФ, Шелеховское и Нижнеудинское военные лесничества) – 443 000 га;

– земли населённых пунктов, на которых расположены леса – 53 000 га;

– земли особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее – ООПТ) – 1 550 000 га.

За пожароопасный период 2014 года возникло 2 234 лесных пожара (760 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 783 432,75 га (покрытая лесом – 689 190,20 га), из них:

– на землях агентства лесного хозяйства Иркутской области – 2 143 лесных пожара (743 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 770 827,20 га (покрытая лесом – 679 578,05 га);

– на землях Министерства обороны РФ – 48 лесных пожаров (10 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 11 874 га (покрытая лесом – 8 929,40 га);

– на землях населённых пунктов, на которых расположены леса – 3 лесных пожара, общая площадь которых после ликвидации составила 38 га (покрытая лесом – 32 га);

– на землях ООПТ – 40 лесных пожаров (7 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 693,55 га (покрытая лесом – 650,75 га).

При этом за пожароопасный период 2015 года возникло 1 607 лесных пожаров (363 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 522 429,61 га (покрытая лесом – 467 253,56 га), из них:

– на землях агентства лесного хозяйства Иркутской области – 1 537 лесных пожаров (344 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 395 669,78 га (покрытая лесом – 351 657,23 га);

– на землях Министерства обороны РФ – 11 лесных пожаров (2 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 196 га (покрытая лесом – 196 га);

– на землях населённых пунктов, на которых расположены леса – 6 лесных пожаров, общая площадь которых после ликвидации составила 37 га (покрытая лесом – 21 га);

– на землях ООПТ – 53 лесных пожара (из них 17 обнаружено с применением авиации), общая площадь которых после ликвидации составила 126 526,83 га (покрытая лесом – 115 379,33 га).

При снижении общего количества лесных пожаров на территории Иркутской области с 2 234 до 1 607 и снижения их площади после ликвидации с 783 432,75 га до 522 429,61 га, катастрофическим является увеличение площади пройденной огнём на землях ООПТ с 693,55 га в 2014 году к 126 526,83 га в 2015 году – более чем в 182 раза.

ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», на территории которого в 2015 году возникло 52 лесных пожара из 53 на ООПТ, является федеральным государственным бюджетным учреждением и подведомственно Министерству природных ресурсов и экологии РФ (далее – Минприроды России).

Размер финансирования ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» из средств федерального бюджета для выполнения государственного задания в 2015 году составил 113 704 400 рублей, из них: 78 158 600 рублей фонд оплаты труда; 21 948 800 рублей проведение лесоустроительных работ, в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ.

Учитывая, что ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» не является специализированным учреждением по тушению лесных пожаров, финансирование для этих целей в финансовом обеспечении государственного задания учреждения не предусмотрено.

За пожароопасный период 2015 года у ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» образована кредиторская задолженность в размере 226 000 000 рублей, которая, с учётом дополнительного финансирования Минприроды России в декабре 2015 года (в размере 70 000 000 рублей), к настоящему моменту составляет около 145 000 000 рублей.

В 2016 году, несмотря на то, что у ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» имеется кредиторская задолженность в указанном размере, Минприроды России учреждению для обеспечения выполнения государственного задания доведено около 93 000 000 рублей, что на 20 000 000 рублей меньше чем в 2015 году.

В 2015 году на авиапатрулирование территории ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», которое осуществлялось по договорам лётчиками–наблюдателями ОГБУ «Иркутская авиабаза», израсходовано 2 200 000 рублей, вместо запланированных 850 000 рублей.

В этом году на авиапатрулирование этой же территории из федерального бюджета определено 800 000 рублей. По фактической потребности не менее 5 700 000 рублей из расчёта 1 вылет в неделю по четыре часа на продолжении пяти месяцев при стоимости 72 000 рублей час.

На землях, подведомственных агентству лесного хозяйства Иркутской области в 2014 году возникло 96% всех лесных пожаров на территории Иркутской области и 98% всей площади, пройденной огнём.

В 2015 году, на землях, подведомственных агентству лесного хозяйства Иркутской области возникло 96% всех лесных пожаров на территории Иркутской области и 76% всей площади, пройденной огнём.

В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2016 года агентством лесного хозяйства Иркутской области 06 ноября 2015 года издано распоряжение № 1975-агр «О планах тушения лесных пожаров» в целях формирования «Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Иркутской области на 2016 год».

По сведениям, представленным агентством лесного хозяйства Иркутской области, Планы тушения лесных пожаров на территории подведомственных лесничеств согласованы с главами районных администраций, районными подразделениями федеральной противопожарной службы и службой государственного надзора за состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области (далее – Службой Гостехнадзора Иркутской области).

Сводный план тушения лесных пожаров на территории Иркутской области на 2016 год согласован с ГУ МЧС России по Иркутской области, получил положительные заключения Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу и Федерального бюджетного учреждения «Авиалесоохрана» и с 19 февраля 2016 года находится на согласовании в Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее – Рослесхоз).

Лесным планом на территории Иркутской области предусмотрено наличие 71 пожарно-химической станции (далее – ПХС), в т.ч.: 28 – I типа; 34 – II типа; 9 – III типа.

Фактически в организациях, подведомственных агентству лесного хозяйства Иркутской области существует 66 ПХС, из которых: 28 – I типа (100% от норматива); 29 – II типа (85%); 9 – III типа (100%).

При этом, укомплектованность существующих ПХС составляет 50 – 60% от требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения, а имеющаяся противопожарная техника исчерпала свой ресурс, износ составляет – 90%.

По состоянию на 01 марта текущего года, при актуализации имеющихся сил и средств пожаротушения в Иркутской области, на тушение лесных пожаров в 2016 году планируется привлекать 5 094 человека и 2 182 единицы техники. По сравнению с 2015 годом силы и средства пожаротушения снизились на 27,7% и на 31,1%, соответственно.

Также произошло снижение сил и средств пожаротушения подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований ГУ МЧС России по Иркутской области на 56% по силам, и на 71% по средствам пожаротушения.

В 2016 году за счёт средств федерального бюджета на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в Иркутской области агентству лесного хозяйства Иркутской области предусмотрено финансирование в размере 768 485 000 рублей.

Предварительно агентству лесного хозяйства Иркутской области на 2016 год Рослесхозом дополнительно запланировано выделение средств на приобретение лесопожарной техники на сумму 36 082 600 рублей.

При этом наличие кредиторской задолженность агентства лесного хозяйства Иркутской области по тушению лесных пожаров 2015 года составляет 84 473 700 рублей, что негативным образом сказывается на качестве подготовки к пожароопасному сезону текущего года.

Кроме того, в 2016 году из Программы Иркутской области «Охрана окружающей среды на 2014-2018 годы» уменьшены средства на содержание 9-ти ПХС III типа, потребность в средствах составляет 154 795 090 рублей, выделено Программой 84 110 900 рублей, дополнительно требуется 70 685 000 рублей, а также уменьшены средства на приобретение специализированного оборудования для тушения лесных пожаров с 6 540 400 до 1 889 100 рублей и полностью снято финансирование на авиапатрулирование лесов агентства лесного хозяйства Иркутской области, выполняемое ОГБУ «Иркутская авиабаза» в сумме 90 960 800 рублей и на мероприятия по повышению квалификации в сфере тушения лесных пожаров, а также подготовке и переподготовке лётчиков-наблюдателей в ОГБУ «Иркутская авиабаза» в сумме 5 265 000 рублей.

Недостаток финансирования из средств областного бюджета негативно влияет на качество подготовки к пожароопасному периоду 2016 года.

На авиапатрулирование лесов агентства лесного хозяйства Иркутской области по нормативу для двух-трёх кратного патрулирования требуется 3 545 лётных часов.

В 2015 году фактическое количество лётных часов составило 1 069 при использовании в качестве воздушного судна самолёт АН-2, стоимостью 1 лётного часа 67 000 рублей. При этом самолёт АН-2 имеет возможность десантирования парашютно-десантных пожарных сил (ПДПС) для немедленного реагирования при обнаружении лесного пожара.

В текущем году на авиапатрулирование запланировано 1 086 лётных часов при использовании в качестве воздушного судна лёгкомоторные самолёты, стоимостью 1 лётного часа от 33 000 до 37 000 рублей, в зависимости от типа самолёта, которые не имеют возможности десантирования ПДПС и существенно ограничены в возможности применения по погодным условиям.

Таким образом, кратность авиапатрулирования земель, подведомственных агентству лесного хозяйства Иркутской области снижается до одного вылета в сутки, что позволяет обнаружить не более 25 – 30% лесных пожаров на указанной территории.

По сведениям, представленным Службой Гостехнадзора Иркутской области, установлено, что в 2016 году произошло снижение количества единиц заявленной техники на включение в Сводный план тушения лесных пожаров на территории Иркутской области в 2016 году, по состоянию на 15.03.2016: 594 (1027 в прошлом году) единицы техники арендаторов; 180 (241 в прошлом году) единиц техники лесхозов; 18 единиц техники национальных парков. Всего 792 единицы самоходной техники (1268 в 2015 году). Снижение составило 476 единиц. Готовность заявленной техники по Иркутской области в целом составляет 90,9%, за счёт снижения общего количества единиц самоходной техники, заявленной на включение в Сводный план тушения лесных пожаров на территории Иркутской области в 2016 году.

В текущем году, как никогда напряженная ситуация со сводным планом с точки зрения внесения единиц техники по территориям Иркутской области. Постоянно вносятся изменения и уточнения в количественные показатели в районах области, что не позволяет оценить стабильность и объективность подготовки.

03.03.2016 на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Иркутской области Службой Гостехнадзора Иркутской области была доведена информация о 829 единицах заявленной в сводном плане техники, на 15.03.2016 как указано выше – 792 единицы самоходной техники.

Согласованы планы пожаротушения муниципальных образований по всем районам Иркутской области, за исключением Усть-Удинского, который в сводном плане пожаротушения заявлен с нулевыми показателями самоходной техники, Чунского (заявлено в плане 32 единицы самоходной техники, фактически осмотрено 13, причина задержки – ненадлежащая организация работы в Агентстве), Усть-Кутского (заявлено 50 единиц самоходной техники, фактически осмотрено 35, причина задержки – непредставление техники для осмотра лесниками), Усольского (заявлено 24 единицы самоходной техники, фактически осмотрено 23, – не готова по причине отсутствия регистрации за действующим собственником – ОГАУ «Ангарское лесохозяйственное объединение»), Иркутского (не согласованы планы Голоустненского и Ангарского лесничеств по причине не перерегистрации техники с ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» на действующих собственников).

Несмотря на отсутствие согласования Службы Гостехнадзора Иркутской области по указанным районам Сводный план пожаротушения Иркутской области на 2016 год 19.02.2016 направлен агентством лесного хозяйства Иркутской области в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Кроме того, в ходе следствия установлено, что ни у одной из лесопожарных организаций или учреждений, осуществляющих охрану и защиту лесов на территории Иркутской области, нет собственных воздушных судов для авиапатрулирования подведомственной территории и доставки сил и средств пожаротушения к месту лесного пожара. Каждая из таких организаций или учреждений заключает договоры или государственные контракты с авиапредприятиями.

Взаимодействие организаций и учреждений при тушении лесных пожаров на территории Иркутской области осуществляется вне зависимости от форм собственности данных организаций и учреждений, в соответствии с заключенными между ними договорами и государственными контрактами.

Отсутствие достаточного финансирования крайне негативным образом сказывается на выполнении необходимых противопожарных мероприятий и мероприятий по тушению лесных пожаров, в том числе регулярном авиапатрулировании и своевременном обнаружении лесных пожаров для оперативного реагирования и принятии действенных мер по тушению лесных пожаров на начальном этапе их развития.

Таким образом, приведённые выше сведения указывают на отсутствие надлежащей готовности к пожароопасному периоду 2016 года.



Ссылка на текст новости: http://sledcomrf.ru/news/228375-o-podgotovke-k-pojaroopasnomu.html

Ссылка на первоисточник: http://irk.sledcom.ru/news/item/1026128/