Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Самарская область

14 октября 2014 года Руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области Самодайкин В.В. выступил с докладом на заседании круглого стола в Самарском государственном университете

14 октября 2014 года, в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 года и исполнения Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 года, в Самарском государственном университете прошел круглый стол по теме: «Взяточничество и иные коррупционные правонарушения» с участием научно-педагогического состава Университета, руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области Самодайкина В.В., руководителя организационно-контрольного отдела следственного управления Михайлова Е.Н., заместителя руководителя отдела процессуального контроля следственного управления Ильенко С.В.

Руководитель следственного управления Самодайкин В.В. выступил с докладом:

Создание эффективного механизма борьбы с коррупцией – одна из важнейших задач государственной политики. В этой связи органами государственной власти, правоохранительными органами реализуются программы противодействия коррупционным правонарушениям.

Наиболее опасными коррупционными правонарушениями являются преступления.

С 1 января 2012 года расследование большинства коррупционных преступлений относятся к компетенции органов Следственного комитета РФ, а наиболее опасных из них, таких как взяточничество, злоупотребление полномочиями, превышение полномочий – к исключительной подследственности органов Следственного комитета РФ.

Основная форма выявления преступлений коррупционной направленности органами Следственного комитета - это проверка сообщений о преступлениях, вместе с тем в практике имеют место случаи выявления коррупционных преступлений при расследовании уголовных дел по другим составам.

В целях объединения усилий по выявлению, пресечению раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности налажен и поддерживается в текущем режиме тесный контакт с органами внутренних дел, ФСБ, иными правоохранительными, контролирующими органами, из которых поступают материалы оперативно-розыскной деятельности для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

За 9 месяцев 2014 года в следственное управление поступило 594 сообщения о преступлениях коррупционной направленности.

Типичными и наиболее распространёнными нарушениями закона коррупционной направленности, в связи с которыми осуществляется уголовное преследование, получение должностными от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных обязанностей, то есть взятки.

По результатам проверок данных сообщений возбуждено 325 уголовных дел, из которых дача взятки – 167 уголовных дел;

- получение взятки – 76 уголовных дел;

- посредничество во взяточничестве – 5 уголовных дел;

- коммерческий подкуп – 36 уголовных дел;

- злоупотребление полномочиями должностным лицом – 20 уголовных дел;

- служебный подлог – 18 уголовных дел;

- мошенничество с использованием служебного положения – 18 уголовных дел;

- превышение должностных полномочий – 4 уголовных дела.

Всего за 9 месяцев 2014 года в производстве следователей следственного управления находилось 420 уголовных дела о коррупционных преступлениях.

В суд за истекший период времени направлено 237 уголовных дел, по которым 265 обвиняемым инкриминируется совершение 501 коррупционного преступления.

Из количества расследованных преступлений коррупционной направленности почти 30% совершены в органах МВД России, 12% - в органах местного самоуправления, 8% - в органах образования и науки, 6,5% - в органах здравоохранения, остальные преступления – в иных сферах деятельности.

Наиболее актуальной является проблема взяточничества: не только получения взяток, но и дачи взяток.

Ввиду того, что в последнее время у значительной части населения страны постепенно складывается стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения проблем, законодателем принимаются меры по противодействию данному виду преступлений путем внесения изменений в законодательные акты, в частности в УК РФ.

Федеральным законом от 04.05.2011 года в УК РФ введена ответственность за посредничество во взяточничестве, тогда как до этого времени существовала ответственность только за дачу и за получение взятки.

Изменены санкции статей, предусматривающие ответственность за получение взятки.

В настоящее время за получение взятки в сумме свыше 150 тысяч рублей, но менее 1 миллиона рублей суд может назначить наказание в виде штрафа в размере 90-кратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки;

За получение взятки в сумме свыше 1 миллиона рублей судом может быть назначен штраф в размере стократной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Аналогична ситуация и с санкциями статей, предусматривающих ответственность за дачу взятки и посредничество во взяточничестве: за дачу взятки либо посредничество в даче взятки в сумме свыше 150 тысяч рублей предусмотрено лишение свободы на срок до 10 лет и штраф, 60-кратный сумме взятки; свыше 1 миллиона рублей – лишение свободы до 12 лет и 70-кратный размеру взятки штраф.

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Предметом взяточничества могут быть не только денежные средства, но и ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействий) по службе рассматривается как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Основным способом совершения коррупционных преступлений является получение незаконного вознаграждения за совершение в отношении граждан определенных действий. Как правило, это действия, входящие в служебные полномочия должностного лица, которые оно обязано выполнять без денежного вознаграждения, либо способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению каких-либо действий (бездействия), либо общее покровительство или попустительство по службе.

Коррупционными являются и действия по присвоению денежных средств должностными лицами, а также получение денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием с использованием служебного положения.

Особое внимание при выполнении задач борьбы с коррупцией в сфере уголовного судопроизводства следственным управлением уделяется выявлению и раскрытию коррупционных преступлений в органах власти и местного самоуправления.

Многие из уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в ходе расследования которых установлена многоэпизодность преступной деятельности, коррупционные связи должностных лиц с коммерческими структурами, получили большой общественный резонанс.

Меры, предпринимаемые следственным управлением по борьбе с коррупцией, не ограничиваются только расследованием уголовных дел.

В практике следственного управления имеется положительный пример принятия мер профилактики коррупции: по уголовному делу по обвинению заведующей муниципального дошкольного учреждения детского сада города Тольятти в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, которая незаконно получала денежные средства, перечисляемые в качестве заработной платы, за оформленных, но фактически не работающих сотрудников детского сада, причинив бюджету ущерб на сумму более 400тысяч рублей.

По результатам рассмотрения представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, департаментом образования Мэрии городского округа Тольятти утвержден «План антикоррупционных мероприятий в системе образования г.о. Тольятти на 2009-2010 учебный год». В последующем данный план утверждается ежегодно.

Новость на сайте Следственного комитета Самарской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2014:10:14 16:36 (МСК)

Тема: Коррупция

Законодательство: Статья 285 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями

Регионы России: ПФО, Самарская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Самарская область

Последние новости

Все новости