Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Республика Карелия

23 января 2012 года Тезисы выступления Председателя СК РФ Бастрыкина А.И. на расширенном заседании коллегии СК РФ «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета РФ за 2011 год и задачах на 2012 год»

Уважаемые участники заседания!

Позвольте объявить заседание коллегии Следственного комитета РФ ОТКРЫТЫМ.

(звучит гимн РФ).

Сегодня мы проводим традиционное мероприятие – коллегию Следственного комитета РФ в расширенном составе. Оно посвящено не только подведению итогов деятельности наших следственных органов. Есть и приятный повод – мы празднуем первую годовщину функционирования Следственного комитета РФ – первого независимого следственного органа в истории страны. Я благодарю наших уважаемых гостей, которые нашли возможность принять участие в заседании.

В нашей сегодняшней встрече также участвуют руководители и представители структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета и руководители следственных управлений в субъектах РФ.

Уважаемые гости и коллеги! Минувший год стал для нас знаковым – Следственный комитет обрёл статус самостоятельного государственного органа. Столь радикальная реорганизация следственных органов проведена впервые. Это при том, что идея создания независимых следственных органов возникла ещё со времён Петра I.

Я напомню присутствующим, что тогда в ходе судебной реформы в 1713 году были учреждены первые специальные следственные органы – так называемые «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом были подчинены непосредственно императору.

Так, впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия для расследования наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенного широкими процессуальными полномочиями. Я не случайно провел историческую параллель. Ведь мы, по сути, реализуем то, что столетия назад задумывалось и начинало осуществляться нашими славными предками. Сейчас Следственный комитет России – это независимая структура в системе государственных органов, подчиненная исключительно главе государства – Президенту РФ и действующая только в рамках закона. В конечном счете, мы вернулись к истокам. К тому, с чего начиналось следствие еще в петровской России.

Символично также и то, что обретение Следственным комитетом самостоятельности совпало со 150-летием проведения в России судебной реформы и началом развития института досудебного расследования, когда в июне 1860 года Указом императора Александра II следственная часть была отделена от полиции. Ну, а в нашем случае следствие было отделено от надзорного органа – прокуратуры.

Теперь, в отличие от действовавшей в прежние годы создана принципиально новая система контроля за процессуальной деятельностью следователей со стороны руководителя следственного органа.

В процессуальной деятельности наряду с «надзором» появилась новая функция – «контроль». Именно законодательное закрепление за руководителем следственного органа этих полномочий позволило выделить должностное лицо, ответственное за результативность следствия – установление виновных в совершении преступлений, обеспечение прав участников уголовного судопроизводства. Как известно по нашему пути пошли и в соседней с нами Белоруссии.

1 января этого года вступил в силу Указ Президента Республики об образовании Следственного комитета Республики Беларусь, который объединил в себе следственный аппарат органов прокуратуры, а также подразделения предварительного расследования органов внутренних дел и финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Аналогично нашему Следственный комитет Республики Беларусь подчинен непосредственно президенту республики. Пожелаем новому следственному органу Беларуси скорейшего становления и успехов!

***

Важно подчеркнуть, что освобождение прокурорского надзора от функции руководства расследованием придало самому надзору независимость и принципиальность. Прошедшее время показало правильность избранного руководством государства курса на совершенствование деятельности органов следствия.

Безусловно, сразу создать идеальную законодательную базу деятельности правоохранительной системы страны невозможно. Нарабатываемый опыт высвечивает «узкие места» или не до конца отрегулированные процессы в процедурах надзора и расследования преступлений. В законодательство вносятся необходимые изменения. Только в Уголовно-процессуальный кодекс с сентября 2007 года внесено более 130 изменений, инициатором которых в большинстве случаев являлся Следственный комитет России. Хочу напомнить, что именно мы ратовали за расширение надзорных полномочий прокуратуры. Мы понимали, что это повлияет на показатели нашего труда. Тем не менее для нас главное – не формальные показатели, а реальное и полное обеспечение прав участников уголовного судопроизводства.

Не для кого не секрет, что реформа следственных органов ещё не завершена, но именно её поэтапность, продуманность, я бы сказал мудрая неспешность, позволяют сохранить необходимую эффективность деятельности этих органов. Давайте вспомним: когда только появился проект федерального закона о создании Следственного комитета при прокуратуре, – сколько появилось противников и скептиков, которые предрекали развал системы и крах следствия в самый короткий период?

Жизнеспособность и необходимость нового государственного органа доказана результатами его фактической деятельности. Для большинства теперь совершенно очевидно, что многие резонансные преступления раскрыты именно благодаря принципиальной и независимой позиции Следственного комитета России. И принципиально важно, что становление Следственного комитета состоялось благодаря постоянной и системной поддержке со стороны руководства страны, перед которым Следственный комитет России ежегодно отчитывается о результатах своей работы. В настоящее время все наши усилия направлены на расследование тяжких и особо тяжких преступлений против личности, экстремистских проявлений, терроризма. Как и прежде, с ещё большей энергией ведётся работа по противодействию коррупции, рейдерству, организованной преступности.

Сейчас идёт поступательный процесс перераспределения подследственности между следственными органами. Постепенно к нам перешли дела о подавляющем большинстве тяжких и особо тяжких преступлений, о самых общественно опасных деяниях, о преступлениях, вызывающих наибольший общественный резонанс. В настоящее время преступления, уголовные дела о которых находятся в производстве наших следователей, отличаются повышенной опасностью и сложностью. И с расследованием этих дел мы в основном успешно справляемся. Так, благодаря профессионализму наших следователей раскрыты вызвавшие широкий общественный резонанс убийства журналистки Анастасии Бабуровой и правозащитника Станислава Маркелова, пресечена деятельность преступных группировок в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области, изобличена банда Цапка в Краснодарском крае, осуждены лица, совершившие пиратский захват морского грузового судна с российским экипажем на борту.

Если же о результатах работы говорить сухим языком цифр, то в истекшем году в производстве наших следователей находилось 165 тысяч уголовных дел, из них более половины – 86 тысяч – окончены расследованием.Несколько снизилось число приостановленных производством уголовных дел. А это значит, что принцип неотвратимости наказания последовательно реализуется нами на практике.

Качество следствия повысилось. В полтора раза стало меньше фактов возврата уголовных дел судом в порядке ст. 237 УПК РФ. Удельный вес уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования, едва превышает три процента. Это – неплохие показатели. Значительные успехи достигнуты нами в прошедшем году в деле обеспечения законности при производстве предварительного следствия. Число реабилитированных на стадии предварительного следствия по сравнению с прошлым годом сократилось наполовину. Значительно снизилось количество оправданных по делам наших следователей, особенно тех, кто содержался под стражей. Это свидетельствует о повышении законности при возбуждении уголовных дел и привлечении граждан к уголовной ответственности. Хорошо трудились в истекшем году коллективы следственных управлений в республиках Адыгея, Татарстан, Коми и Мордовия, в Чувашской и Удмуртской республиках, в Астраханской, Волгоградской и в Пензенской областях, в Западно-Сибирском управлении на транспорте. Не могу не упомянуть и еще об одном показателе нашей работы. Мы по-прежнему целенаправленно трудимся по нераскрытым преступлениям прошлых лет. На сегодняшний день раскрыто 771 убийство (совершенное в прошлые годы), свыше 400 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, сотни изнасилований. Конечно, это – заслуга не только наших следователей. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность за эффективное плодотворное сотрудничество сотрудникам оперативных подразделений ФСБ и МВД России. Конструктивное взаимодействие и нацеленность на общий результат, в конечном счёте приносят свои плоды: большинство тяжких преступлений раскрывается благодаря тесному, я бы сказал товарищескому взаимодействию органов следствия и оперативных служб. Убеждён, что работа по повышению эффективности этого взаимодействия будет продолжаться и впредь. Сегодня мы придаем большое значение криминалистическому обеспечению наших следственных органов, без которого невозможна успешная работа по раскрытию преступлений, получению и квалифицированному закреплению доказательств. Наши криминалисты хорошо потрудились при расследовании неочевидных преступлений, происшествий и катастроф, повлекших массовую гибель людей, применяя самые современные возможности науки и техники. Арсенал криминалистических подразделений Следственного комитета пополнен высокотехнологичным оборудованием как отечественного, так и зарубежного производства. Это позволяет решать весь спектр вопросов, стоящих перед следственными органами. Среди новейшей техники – беспилотные летательные аппараты для фото- и видеосъемки больших территорий и поиска пропавших без вести людей; комплексы оборудования и транспортной техники для поисковых работ в воде и под землей; портативные спектрометры для идентификации различных видов веществ; специальные приборы для выявления невидимых следов рук. Успешно осваивается высокотехнологичное оборудование по обработке биллинговых соединений, позволяющее в кратчайшие сроки устанавливать связи абонентов между собой, а также мобильные средства по извлечению удаленной информации с цифровых устройств.

В Следственном комитете начато полноценное функционирование института судебных экспертиз – с августа 2011 года организована работа ДНК-лаборатории, оснащенной по последнему слову техники. Создаются молекулярно-генетические лаборатории и на окружном уровне. Так, в первом квартале 2012 года начнут работать ДНК-лаборатории, расположенные в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. Возможности лабораторного оборудования и подобранный персонал способны справиться практически с любыми задачами, решение которых обеспечивается сегодня в развитых иностранных государствах. В целом эксперты Следственного комитета самостоятельно успешно приступили к проведению 15 видов судебных экспертиз, в том числе фоноскопических, компьютерных, налоговых, бухгалтерских и других сложных исследований. В территориальных следственных органах выполнено свыше полутора тысяч экономических судебных экспертиз и исследований, а также около семи тысяч психофизиологических исследований на полиграфе. Мы и в дальнейшем будем придавать приоритетное значение этому виду нашей деятельности.

Уважаемые участники заседания!

При создании Следственного комитета Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев акцентировал внимание на таких важнейших вопросах, как защита жизни и здоровья граждан и других неотъемлемых прав человека и гражданина, а также на расследовании преступлений, препятствующих модернизации экономики страны. Выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые уважаемые суды и органы правопорядка, которые будут пользоваться настоящим доверием. Поэтому стратегической задачей первого года самостоятельной работы Следственного комитета явилась уголовно-правовая защита населения от преступных посягательств на конституционные права граждан, искоренение коррупционных проявлений во всех сферах жизнедеятельности государства и устранение препятствий, возникающих на пути модернизации экономики страны.

В своей деятельности особое внимание мы уделяем вопросам обеспечения конституционных прав граждан на обращение с предложениями, заявлениями, просьбами о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов заявителя. С первых же дней образования независимого и самостоятельного главного следственного органа страны его руководство требует от подчиненных тщательно вникать во все проблемы, с которыми обращаются к нам граждане, и давать им принципиальную оценку. Нельзя сидеть по кабинетам и ждать, когда к тебе придут люди со своими насущными проблемами. В ходе рабочих поездок руководителям следственных органов во всех регионах страны поставлена задача повсеместной организации личного приема граждан с выездами в районы. В каждом субъекте РФ организована работа общественной приемной Председателя Следственного комитета для принятия от граждан жалоб и обращений. Введены «телефоны доверия», действует Интернет-приемная Следственного комитета, организована прямая линия телефонной связи граждан с руководством Следственного комитета. О возрастающем доверии граждан к Следственному комитету свидетельствует количество поступающих от них обращений. Так, если в 2008 году к нам поступило более 135 тысяч обращений, в 2009 году – свыше 160 тысяч, а в 2010 году – 175 тысяч, то за 2011 год их количество превысило 220 тысяч. Спешу предостеречь тех, кто может сказать, что рост числа обращений связан с ухудшением работы ведомства. Наоборот, люди доверяют нам свои беды. Если в 2008 году в другие ведомства мы перенаправляли менее трети обращений, то сейчас – почти 40 процентов. Я лично читаю многие поступившие обращения и вижу – люди идут к нам, порой отчаявшись найти правду в других органах. При этом все без исключения обращения, будь они переданы по «телефону доверия», через сеть Интернет или на личном приеме, регистрируются и при наличии оснований тщательно проверяются в соответствии с действующим законодательством и в строго определенные сроки, а по результатам заявителю даётся ответ. Мы не ограничиваемся только этими мерами. Одним из важнейших направлений работы в целях повышения доверия граждан к Следственному комитету России для нас было и остается тесное взаимодействие со СМИ и общественными объединениями, в том числе с правозащитными и религиозными организациями. Мы всегда открыты для сотрудничества и выстраивания конструктивного взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и объединениями. Ведь мы понимаем, что в деле борьбы с преступностью, с одной стороны, и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, с другой, необходима консолидация всех сил правоохранительных органов и общества. Доверие граждан налагает на нас и огромную ответственность. Не сомневаюсь в том, что мы с честью будем решать поставленные задачи и в полной мере оправдаем доверие людей.

Уважаемые коллеги!

В ходе решения общенациональной задачи по борьбе с коррупцией, где следственным органам Следственного комитета отведена особая роль, все наши усилия нацелены на реализацию комплекса предложенных Президентом РФ мер. В первую очередь это – расследование преступлений коррупционной направленности, а также предотвращение рейдерских захватов собственности. Данная работа проводится Следственным комитетом в тесном взаимодействии с Контрольным управлением Президента РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ, органами безопасности и МВД России.

Совместными усилиями пресечена деятельность 29 организованных коррупционных преступных групп, что почти вдвое больше, чем в прошлом году. Среди отличившихся регионов – Чувашская Республика, Алтайский и Приморский края. Следственным комитетом расследуются также коррупционные преступления о неэффективном расходовании бюджетных средств, выделяемых на закупку медицинского оборудования, а также оборудования, обеспечивающего безопасность людей на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, по многочисленным фактам оплаты непоставленного и устаревшего оборудования. Активно ведется борьба с хищениями бюджетных средств в сфере ЖКХ. За прошедший год пресечены многочисленные факты масштабного расхищения бюджетных средств, направляемых на модернизацию и развитие данной сферы в Алтайском крае, Архангельской, Калининградской, Пензенской, Оренбургской областях и ряде других регионов. Работа по изобличению должностных лиц, злоупотребляющих полномочиями в сфере ЖКХ, нами активно продолжается. Что касается рейдерства, то всего в производстве наших следователей находилось свыше 100 уголовных дел о рейдерских захватах предприятий, по большинству из которых уже вынесены обвинительные приговоры, а захваченное мошенниками имущество возвращено их законным владельцам. Примеров громких дел, успешно расследованных нашими следователями, немало. Достаточно упомянуть таких «весомых» фигурантов, как начальника Главного военного медицинского управления Минобороны России, бывшего Министра здравоохранения Республики Саха (Якутия). Пресечена преступная деятельность заместителя губернатора Тюменской области, заместителя министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, начальника управления экономики и финансов Росприроднадзора и целого ряда других так называемых «больших начальников». Эти списки можно продолжать сколь угодно долго. Скажу лишь одно. Следственный комитет и в дальнейшем будет непримиримо бороться с казнокрадами и взяточниками, невзирая на их высокие посты и положение.

Уважаемые коллеги!

Как вы все знаете, весь минувший год мы решали новую, поставленную перед нами руководством страны задачу – расследование налоговых преступлений. И здесь нам удалось добиться положительных результатов. По направленным в суд уголовным делам обеспечено возмещение ущерба на сумму свыше пяти с половиной миллиардов рублей. Тем самым успешно реализовывались мероприятия по наполнению казны, возврата в бюджет денежных средств, недополученных в результате недобросовестных действий. А ведь эти средства – зарплата учителей, врачей, пенсии, стипендии. В немалой степени повышению эффективности работы способствовало введение в сжатые сроки специализации следователей, формирование подразделений по контролю за расследованием налоговых преступлений, а также создание должностей экспертов для проведения экспертиз судебно-экономического профиля. Вместе с тем анализ правоприменительной практики также показал настоятельную необходимость совершенствования законодательства в области противодействия налоговой преступности. В настоящее время единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов. Мы, безусловно, поддерживаем идею передачи функции выявления налоговых преступлений узкоспециализированному ведомству. Однако думается, что в нынешних условиях эффективность противодействия налоговой преступности может быть не столь высокой, как кажется. Ведь до сегодняшнего дня по результатам проверок налоговых органов возбуждалось лишь каждое седьмое уголовное дело. Подавляющее же большинство преступлений выявлялось органами внутренних дел. И эти статистические показатели остаются устойчивыми на протяжении многих лет. Связано это прежде всего с тем, что налоговый орган не вправе проводить оперативно-розыскную деятельность, средствами которой в основном и выявляются сложные преступные схемы уклонения от уплаты налогов, связанные с фальсификацией бухгалтерской отчетности. Выход из этой ситуации видится нам в следующем. Во-первых, можно рассмотреть вопрос о наделении Федеральной налоговой службы полномочиями органа дознания для выявления признаков преступления посредством проведения оперативно-розыскной деятельности с последующей передачей материалов в органы предварительного следствия, а также осуществления оперативного сопровождения предварительного расследования. Второй вариант, как представляется, более эффективный. Это – создание качественно нового ведомства, финансовой полиции России. Заметьте, не налоговой полиции, которая как известно прекратила своё существование. Финансовая полиция не ограничивалась бы лишь налоговыми деяниями, и ей могла бы быть передана функция по противодействию преступлениям, посягающим на финансовую систему государства в целом. Об эффективности такого подхода свидетельствует опыт зарубежных стран с развитыми правовыми институтами. В случае принятия положительного решения Следственный комитет РФ готов принять активное участие в разработке соответствующих законопроектов.

Уважаемые участники заседания!

Не могу обойти стороной ситуацию, складывающуюся на Северном Кавказе.

Руководством страны, а также главами субъектов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, принимаются комплексные меры к обеспечению единства и целостности РФ, гармонизации межнациональных отношений, титанические усилия, направленные на то, чтобы Россия в самое ближайшее время стала сильной и процветающей державой. Это прежде всего – активно проводимая молодежная политика, направленная на повышение профессионального и образовательного уровня, создание рабочих мест, воспитание нового, гармонично развитого поколения россиян. Сама жизнь наглядно свидетельствует о поступательном социально-экономическом развитии Северо-Кавказского региона. Безусловно, именно благодаря реализации программы увеличения занятости трудоспособного населения и работе с молодежью в Северо-Кавказском федеральном округе в 2011 году снизился уровень преступности. И, что не может не радовать, отмечается неуклонная положительная тенденция к снижению уровня террористической напряженности в регионе. Вместе с тем в течение всего года на территории Северо-Кавказского федерального округа сотрудниками правоохранительных органов велась активная работа по пресечению деятельности членов незаконных вооруженных формирований и их боевиков. Это дало свои плоды – рост на 26 % числа уничтоженных боевиков. Приложенные усилия привели не только к увеличению числа уничтоженных бандитов, но и к сокращению числа совершенных посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов региона – на 32 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (473 и 321 соответственно). Вполовину сократилось количество подрывов – со 157 в 2010 году до 83 в текущем. Несколько снизилось количество обстрелов. Это всё – наглядные результаты совместной деятельности военных и правоохранительных ведомств на территории региона. Что касается конкретных примеров оперативной реакции Следственного комитета, то приведу факты успешного расследования в Кабардино-Балкарской Республике уголовного дела в отношении членов банды, совершившей диверсию на Баксанской гидроэлектростанции. Им предъявлено обвинение в бандитизме, диверсии и незаконном обороте оружия. Еще одним положительным примером служит окончание расследования террористического акта, совершенного в мае 2010 года возле Дворца культуры и спорта города Ставрополя.

Всем террористическим проявлениям и впредь будет даваться жесткая и принципиальная оценка. Совместными усилиями с другими службами будут, как и прежде, предприниматься исчерпывающие меры к изобличению виновных и преданию суду. При этом только преступлениями экстремистской и террористической направленности на Северном Кавказе ограничиваться не стоит. Общеизвестно, что округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. На это нацелена государственная программа по развитию Северного Кавказа до 2025 года, объем бюджетного финансирования которой составляет более 2,6 триллиона рублей, а общая смета за счет привлечения внебюджетных источников превышает 5,5 триллиона рублей. В связи с этим главная задача следственных органов – решительно пресекать все возможные коррупционные проявления, которые могут быть направлены на нецелевое расходование и расхищение бюджетных средств, выделенных на стабилизацию ситуации на Северном Кавказе. Этому направлению деятельности будет уделяться повышенное внимание.

Уважаемые коллеги!

Все мы понимаем, что профессия следователя сопряжена не только с психологическими нагрузками, но и зачастую и с опасностью для жизни. К сожалению, за эти годы мы потеряли 8 наших сотрудников, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. Это – Казиахметов Назим Шамирзаевич, Марининов Дмитрий Алексеевич, Казиахметов Сейфудин Гаджиахмедович, Мусаев Гамзат Сайбулаевич, Васюкович Сергей Владимирович, Давыденко Анна Александровна, Алибегов Гаджи Магомедович, Гаджибеков Арсен Исамагомедович. Наши товарищи отдали жизнь не напрасно. Их беззаветное служение России – это яркий пример для воспитания нашего молодого поколения. Память о тех, кто ценой жизни до конца выполнил долг перед Отечеством, навсегда останется в наших сердцах.

ПРОШУ ПОЧТИТЬ ИХ ПАМЯТЬ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ!

Уважаемые коллеги!

Одним из наиболее приоритетных направлений в нашей деятельности было, остается и будет расследование преступлений в отношении социально незащищенных групп граждан, в том числе детей. Непрекращающееся насилие в отношении их – это одна из самых серьёзных проблем, с которой сталкивается всё общество. И с этой бедой ведет непримиримую борьбу наше ведомство. По официальным данным, за последние два года от преступных посягательств пострадали порядка 200 тысяч детей и подростков. Это – преступления против жизни и здоровья, против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Неединичны случаи, когда детей, чаще всего из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы. А такие факты, как убийство этим летом троих малолетних детей в городе Туле, просто не укладываются в голове. Нередко против детей совершаются страшные, бесчеловечные преступления. Не только дать им решительный отпор, но и принять исчерпывающие меры к их предотвращению – вот основная задача. И не только наша. В эту работу должны быть активно вовлечены, начиная от участковых уполномоченных органов внутренних дел, муниципальных органов и субъектовых и кончая федеральными ведомствами.

Как вы знаете, по инициативе Следственного комитета РФ в апреле текущего года принят Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (он вступил в силу с 1 июля 2011 года). Законом предусмотрена система принудительных мер в отношении лиц, ранее судимых за преступления против детей. Сейчас важно эффективно применять его положения на практике. Не сомневаюсь, что он сможет стать одним из заслонов на пути преступников. Однако противостоять такому насилию необходимо совместными действиями всех заинтересованных структур и институтов. Нужно беспощадно пресекать случаи вовлечения детей в занятие проституцией, в том числе с использованием сети Интернет, изготовление с участием детей порнографических материалов. Нами в целях повышения результативности этой работы направлены в Администрацию Президента РФ предложения о создании Мониторингового центра по выявлению в сети Интернет информации, пропагандирующей педофилию и детскую порнографию. С благодарностью отмечаю, что инициатива была поддержана. Уверен, что ее реализация позволит более эффективно противодействовать насилию над детьми. Ведь по роду деятельности следственные органы одними из первых встречаются с детской бедой, в том числе и поэтому мы сразу же оказываем пострадавшему ребенку помощь и поддержку. Но мы не можем справиться с такой огромной бедой в одиночку. Особенно это касается судеб наших детей, усыновленных гражданами других стран. Упомяну лишь самые резонансные дела: убийство супругами Крейверами Вани Скоробогатова, убийство Брайаном Дикстра Ильи Каргынцева, а также дело Майкла Гризмора, который обвиняется в сексуальном насилии над приемной дочерью из России – Ксенией Антоновой. Все слышали о решении по делу супругов Крейверов и попытках Следственного комитета восстановить законность по нашему внутреннему законодательству. Без широкой поддержки общественности, правозащитников, других заинтересованных структур и институтов мы вряд ли сможем добиться справедливого наказания для преступников. Однако уже сейчас в тесной взаимосвязи с МИД России и Уполномоченным по правам ребенка в РФ Павлом Астаховым мы участвуем в создании специальной группы по мониторингу преступлений против приемных детей из России в наших и зарубежных семьях. Не сомневаюсь, что нам вместе удастся своевременно реагировать на любые подобные факты. В связи с этим следует сказать о том, что в 2011 году Следственный комитет динамично и качественно работал в сфере международно-правового сотрудничества. Основные усилия были направлены на реализацию новых полномочий Следственного комитета как самостоятельного государственного органа.

Установлены и поддерживаются тесные контакты с целым рядом европейских структур, в том числе с Европейским Судом по правам человека, Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Верховным комиссаром Совета Европы по правам человека, спецпредставителями ООН по вопросу о насилии в отношении детей, Интерполом, Международной организацией миграции, Международным комитетом Красного Креста и целым рядом других организаций, а также официальными и дипломатическими органами. Организовано и проведено 57 встреч с представителями иностранных компетентных органов и международных организаций. Диалог с представителями зарубежных компетентных органов, международных организаций позволил наладить необходимые нам рабочие связи на высоком уровне, заключить ряд соглашений межведомственного характера с компетентными органами иностранных государств, а также принять участие в разработке международных документов о сотрудничестве РФ с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства. Результатом кропотливой подготовительной работы в текущем году стали подписанные Соглашение о сотрудничестве между Следственным комитетом и Национальным институтом высших исследований в области безопасности и юстиции Французской Республики, Соглашение с МВД Финляндии, Меморандум о взаимопонимании между Следственным комитетом РФ и Германским фондом международного правового сотрудничества. В результате зарубежными представительствами РФ отмечена положительная динамика в оценке деятельности российских правоохранительных органов иностранными коллегами, формирующими общественное мнение о России. Отмечена также положительная динамика сотрудничества Следственного комитета с Комиссаром Совета Европы по правам человека Хаммарбергом, со Специальным представителем ООН по вопросу о насилии в отношении детей Мартой Сантуш Паиш, представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миятович.

Положительную оценку со стороны Министерства иностранных дел РФ получила работа Следственного комитета по формированию доказательственной базы и правовой позиции российской стороны в рамках рассмотрения жалобы Грузии против РФ в Международном Суде ООН. Оценив представленные нами материалы, Международный Суд ООН принял российские возражения и прекратил производство по делу «Грузия против России». В результате нашей принципиальной позиции удалось добиться обвинительного приговора по уголовному делу, возбужденному в США в отношении американского гражданина Шнайдера, совершившего на территории России сексуальные действия с несовершеннолетними гражданами РФ. Преступник приговорен к 15 годам лишения свободы. Вклад Следственного комитета по данному делу высоко оценён американской стороной.

Уважаемые коллеги!

Сегодня в ходе своего выступления я озвучил некоторые наши инициативы, которые мы представили руководству государства. Конечно же, ими наша деятельность не ограничивается. Буквально в последние месяцы мы приняли самое активное участие в выполнении поручений президента по подготовке предложений о введении сокращенной формы уголовного судопроизводства, об упорядочении изъятия электронных носителей информации у субъектов предпринимательской деятельности. Уверен, что их реализация позволит более успешно решать задачи, поставленные перед всем корпусом правоохранительных органов страны. Но есть тема, на которой в заключительной части своего выступления хотелось бы остановиться отдельно. Тем более, что в связи с проводимой в стране судебно-правовой реформой эта тема постоянно затрагивается. Речь идет о принципе установления истины в судопроизводстве. Этот принцип существует в зарубежных странах, присутствовал и у нас, но в связи с принятием нового УПК «выпал» из поля зрения разработчиков этого закона. В результате исключение из уголовно-процессуального законодательства упоминания об объективной истине привело к размыванию этих ориентиров, возможности противопоставления им объективной и формально-юридической истины и даже установления приоритета последней. Его отсутствие привело к тому, что одна сторона сосредоточена только на собирании обвинительных доказательств, а другая озабочена только оправдательными обстоятельствами. Суд в итоге становится «заложником» такого противостояния. А ведь, если мы обратимся к истокам, то можем вспомнить слова знаменитого отечественного правоведа профессора Строговича. Он писал о том что «следователь обязан исчерпывающим образом исследовать доказательства – как уличающие вину, так и оправдывающие обвиняемого и смягчающие его ответственность, – и это следователь должен делать самым тщательным образом, каково бы ни было его мнение о виновности обвиняемого». Я думаю, вряд ли кто-то сможет возразить сказанному. Приоритет объективной истины можно проследить, на примере введенного относительно недавно в законодательство об уголовном судопроизводстве института досудебного соглашения о сотрудничестве. Одно из основных отличий этого института от американского института сделки с правосудием как раз и заключается в невозможности заключения соглашения в ущерб объективной истине по делу. Так, предметом соглашения по российскому уголовно-процессуальному законодательству может быть только обязательство активно способствовать раскрытию и расследованию преступления, но не признание вины. Взамен обвиняемому гарантируется снижение наказания, но не изменение объема обвинения. А всякое признание обвиняемым своей вины должно проверяться и подтверждаться совокупностью иных доказательств. В рамках же американской сделки с правосудием допустимо признание подсудимым своей вины и в отсутствие доказательств, а также взамен – исключение из обвинения отдельных эпизодов или даже перевод подсудимого в статус свидетеля. То есть американская модель предполагает возможность заключения сделки в ущерб объективной истине. Конечно, в силу ряда причин установить объективную истину по делу не всегда возможно. Поэтому в УПК РСФСР познание объективной истины определялось не в качестве безусловной цели, а как базовый ориентир уголовно-процессуальной деятельности. Следователь был направлен на установление объективной истины, и только в случае невозможности ее достижения он мог исходить при принятии итогов

Новость на сайте Следственного комитета Республики Карелия

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2012:01:23 11:06 (МСК)

Тема: Сексуальные преступления против несовершеннолетних, Преступления, связанные с алкоголем, наркотиками и другими возбуждающими средствами

Регионы России: СЗФО, Республика Карелия

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Карелия

Последние новости

Все новости