Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Липецкая область

25 июля 2020 года «Настольная книга следователя Сизова». Лейтенант юстиции накануне праздника дал интервью корреспонденту газеты «Липецкие известия»

Наверное, многие из нас в детстве зачитывались приключениями знаменитых сыщиков, мечтали, как Шерлок Холмс, на раз-два раскрыть запутанное преступление. Следователь следственного отдела по Левобережному округу г. Липецка СУ СК России по Липецкой области, лейтенант юстиции Никита Сизов решил стать следователем класса, примерно, со второго. Именно тогда по телевизору начали показывать сериал «Улицы разбитых фонарей».

Учился Никита в школе с социально – гуманитарным уклоном, где упор делался на историю, обществознание и математику. Математику, чего греха таить, не любил. Зато история и обществознание давались без проблем. Легко запоминал исторические даты, выстраивал в хронологическом порядке давние события, мысленно создавая ассоциации. А книгой, которую он чаще всего брал в руки, стал… Уголовно-процессуальный кодекс. Поэтому никто из друзей и близких не удивился, когда Никита поступил в Воронежский государственный университет на кафедру юриспруденции.

8 июля 2017 года новоиспечённый юрист вернулся в родительский дом. А уже 10 июля был принят на должность помощника следователя в СК Октябрьского округа г. Липецка. И в тот же день получил возможность убедиться, что реальность круче любого сериала. В двухкомнатной квартире одной из девятиэтажек на ул. Неделина произошло убийство. Пожилой мужчина жил один. Решил сдать одну комнату молодой паре. Однако отношения с квартирантами не сложились. Соседи часто слышали из квартиры громкие голоса, ссоры и скандалы. В результате молодой супруг просто забил старика рукояткой от топора. А когда понял, что тот скончался, сбежал.

Нашли его быстро. Начались обычные следственные действия.

Согласно установленной процедуре, следователь сначала визуально осмотрел комнаты квартиры, где произошло убийство. Пригласил понятых, объяснил им их права, и стал производить тщательную фиксацию каждой детали.

- Хорошо помню, что мертвый мужчина лежал на кровати, а кругом всё разбросано, на стенах брызги крови… - Моя задача была в том, чтобы я просто наблюдал за действиями следователя, - вспоминает лейтенант, - выполнял мелкие поручения. Надо сказать, что для меня это не было шокирующим зрелищем. В университете мы изучали судебную медицину, посещали морг. Следователь должен вместе с судебно-медицинским экспертом осматривать труп на месте преступления, фиксировать повреждения, если смерть человека носит криминальный характер. В общем, я не испугался вида крови убитого человека. Наоборот меня это как-то сгруппировало, вызвало желание раскрыть преступление. Я неотступно следовал за своим наставником, наблюдал за его действиями. Казалось бы – что там расследовать: вот место преступления, вот труп, вот подозреваемый. Бери его под белы ручки и вези в следственный изолятор. Однако в том и состоит задача следователя – сложить, как пазлы, всю картину преступления. Собрать все необходимые детали для экспертиз. Зафиксировать на месте все первоначальные объекты, следы отпечатков пальцев рук, следы обуви, следы биологического происхождения: крови, пота, слюны... Чтобы при сравнительных исследованиях не допустить ошибок и не привлечь невиновного человека. Пришло понимание, что теория сильно отличается от практики, и ничего романтичного, как думалось раньше, здесь нет. Тем не менее, разочарования и сожалений о правильности выбора профессии не возникло…

- Мой первый наставник, - продолжает лейтенант, говорил: «В школе или в университете, в случае чего, можно написать шпаргалку и списать. А здесь шпаргалку ниоткуда не достанешь. Вот тебе главная твоя книга – УК РФ, в ней и ищи все ответы"…

- Когда сам начинаешь копаться, ответы находишь. Знать, где искать, тоже большое умение. У нас в основном работа связана с документами. И от того, насколько правильно и грамотно составишь процессуальный документ, зависит многое. Необходимо в полном объеме отразить все права, как потерпевшего и свидетелей, так и обвиняемого. Чтобы в последующем никто не мог заявить, что их права были нарушены. Это может послужить основанием для возвращения дела на дополнительное расследование. А это, мало того, что позор для коллектива. Это говорит о некомпетентности следователя, профессиональной юридической безграмотности. Всё это накладывает негативный отпечаток на дальнейшую работу. Не хочется падать в глазах коллег лицом в грязь».

Назначение на должность следователя Никита Сизов получил 5 декабря 2018 года. А до этого ему пришлось ещё пройти срочную службу в армии. Попал он в закрытый военный город Щёлково 7, где сначала прошел курс молодого бойца, затем был откомандирован в Военно-следственный отдел СК России по Краснознаменскому гарнизону ВСУ по ракетным войскам стратегического назначения. А потом… потом три месяца чистил снег на территории гарнизона. Впрочем, спустя три месяца Никита стал-таки помощником старшего дежурного. О том, чем занимается военно-следственный отдел, это закрытая информация. А потому вернёмся на гражданку. Отслужив положенный срок, Никита вернулся домой. Полтора месяца отходил в помощниках, а затем и сам стал работать следователем.

- У меня нет неинтересных дел, - объясняет следователь Сизов. – Каждый случай индивидуальный. Не существует шаблонов, по которым можно раскрывать преступления. Каждый раз сталкиваешься с разными ситуациями и каждый раз нужен свой подход. Чтобы хорошо применять теоретические познания на практике, нужно было хорошо учиться в университете, изучать азы. Будешь знать азы, сможешь применять их на практике. Я учился хорошо. В принципе, то, к чему стремился, тем сейчас и занимаюсь.

- В отличие от оперативников у следователей более аналитическая работа. Мы возглавляем следственно-оперативную группу, которая проводит предварительное расследование. Определяем тактику и план проведения следственных действий, время и место. Допрашиваем людей, анализируем улики и документы. Такого понятия, как «расколоть преступника» у нас нет. Мы не «выбиваем» доказательства, мы их собираем. И если они в полной мере изобличают преступника, предъявляем ему обвинение и направляем уголовное дело для рассмотрения в суд. В кино показывают, что следователь может упорно давить на подозреваемого, чтобы тот признался. В реальности такого нет. К подозреваемым мы относимся в соответствии с буквой закона. Конечно, у каждого следователя свои методы ведения допроса. Любого человека можно вывести на определенную модель общения, при которой он может рассказать о совершенном преступлении. Но никто, никогда, ни из кого показания не выбивает …

СУРОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Наверное, трудовая деятельность следователя начинается не тогда, когда он заходит в кабинет и знакомится с коллективом. На самом деле всё начинается с первого вызова на место преступления. В тот момент, когда в жизнь входит суровая действительность.

Осенью прошлого года в лесополосе на ул. Зои Космодемьянской, за домом 4 а, обнаружили тело мужчины с перерезанным горлом. Один удар ножом, ставший для потерпевшего смертельным, был нанесён точно и профессионально. Расследование поручили молодому следователю Никите Сизову. «Сложность заключалась в том, - рассказывает собеседник, - что преступление совершено в условиях неочевидности. Другими словами, никто ничего не видел и не слышал. Орудие преступления, нож, не найден, хотя привлекались специально обученные поисковые собаки».

Впрочем, следователь преступника не ищет, этим занимаются оперативники. Предстояла длительная работа по поиску и опросу возможных свидетелей, обнаружению улик и задержанию подозреваемого. Первой зацепкой стала видеозапись камер наружного наблюдения, изъятая из магазина. На записи четко видно, как двое мужчин в возрасте примерно лет 45-ти, русский и цыган, вместе уходят в сторону лесополосы. Затем нашли двух свидетелей, видевших, как те распивают спиртное. Слышали разговор на повышенных тонах. Женщина, гулявшая с собакой, проходя мимо, тоже заметила, как мужчины: русский и цыган, ругались. А возвращаясь обратно, увидела, что русский лежал на земле. Затем поднялся, прошел метров 50, упал и больше уже не встал. Цыгана рядом не было…

Таким образом, у следствия имелось достаточно данных, указывающих на то, что преступление совершил именно тот человек, с которым погибший гулял по лесу. Нож пропал бесследно. Оставалось найти подозреваемого. Сотрудники полиции, надо отдать им должное, нашли цыгана быстро, не прошло и двух дней.

«На допросе, - рассказывает следователь, - он пытался всё отрицать, мол, не понимаю, о чем вы говорите. Никого я не убивал. Когда показали видеозапись, выдвинул версию, что только защищался, когда тот набросился на него с ножом. Якобы, защищаясь, вывернул руку нападавшего так, что тот сам наткнулся на собственный нож. Эта версия проверялась экспертами и прорабатывалась на месте преступления. Однако эксперты дали заключение, что при всех указанных обстоятельствах, подобное телесное повреждение нанести невозможно. Далее подозреваемый выдвигал еще несколько версий, которые тоже проверялись, и тоже не подтвердились. В конце концов, мужчина признался, что его собутыльник назвал всех цыган чертями, за что и поплатился. Выяснилось, что мужчины давно знакомы. Вместе отбывали срок в местах заключения. Но это уже другая история. Всех собранных доказательств, хватило для предъявления обвинения. В настоящее время дело рассматривается в Левобережном суде.

СЕРЬЁЗНОСТЬ ПРОФЕССИИ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ

Каждое подобное преступление, безусловно, не проходит бесследно, оставляя свой отголосок. Близкие стали замечать, что лицо некогда веселого и задорного парня реже стала посещать улыбка. Много приходится думать, снова и снова прокручивать в голове очередное уголовное дело?

- Дело не в этом, - поясняет молодой следователь. – Должность, как говорится, обязывает. Начинаешь более серьёзно относиться к определенным людям, событиям, стараешься контролировать ситуацию. В наше время поголовного увлечения селфи и размещений фото в соцсетях не можешь позволить себе слишком свободного поведения. Кто-то это понимает и воспринимает нормально».

А жена понимает? Как она относится к задержкам на работе? - Аня - школьная учительница. Она знала, за кого шла замуж. Я сразу сказал: «Другой работы у меня не будет». Она поняла. Тем более, что ей тоже приходится по ночам проверять тетрадки. «Вот так и живем – она ночью проверяет тетради, а я расследую преступления», - с улыбкой завершил рассказ следователь Сизов.

Автор Наталья Попова.

Новость на сайте Следственного комитета Липецкой области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:07:25 16:38 (МСК)

Тема: Преступления, связанные с алкоголем, наркотиками и другими возбуждающими средствами

Регионы России: ЦФО, Липецкая область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Липецкая область

Последние новости

Все новости