Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Нижегородская область

19 октября 2020 года Приуроченное ко дню образования криминалистической службы интервью заместителя руководителя отдела криминалистики СУ СК России по Нижегородской области А.А. Каляева, опубликованное в газете «Нижегородская правда»

Есть люди, которые могут сквозь толщу воды, не погружаясь, увидеть, что там на дне. И никакого волшебства. Просто у них есть специальное устройство, которое сканирует дно, а люди эти – следователи-криминалисты. И у них есть ещё много разных приборов, с помощью которых можно найти следы даже в казалось бы безнадёжной ситуации, когда их нет. «Такого не может быть!» — скажет криминалист. И найдёт, даже если злоумышленник вымыл всё вокруг с порошком.

О том, как однажды при расследовании громкого преступления удалось зацепиться за отпечаток пальца размером меньше сантиметра и о других интересных случаях в канун Дня образования службы криминалистики, который отмечается сегодня, 19 октября, мы расспросили заместителя руководителя отдела криминалистики следственного управления СКР по Нижегородской области Артёма Каляева.

— Артём Александрович, прежде всего, как становятся криминалистами?

— Лично я, когда поступал на юрфак Высшей школы экономики, и не думал о криминалистике. Следователей у нас в семье никогда не было. Отец у меня водитель, мама – инженер. Но к 4 курсу я понял, что гражданско-правовая специализация мне не очень интересна, а вот криминалистика прямо притянула. Я стал общественным помощником следователя тогда ещё прокуратуры Московского района Нижнего Новгорода. Год и учился, и работал там просто ради интереса. Потом меня официально оформили помощником следователя. Относил повестки, составлял описи. И наивно полагал, что о работе следователя знаю всё! Но конечно, это было не так. Когда ты начинаешь сам расследовать дело, это совсем другая история, – не то, что наблюдать за этим со стороны.

Но я сначала всё же поработал в гражданской организации. И окончательно убедился, что это не моё. Уже был создан Следственный комитет России, тогда при прокуратуре, и меня взяли главным специалистом отдела криминалистики. Друзья говорили: «Артём, зачем тебе это надо? У тебя спокойная работа, ты ходишь в хорошем костюме, с портфелем». А я отвечал: «Мне – надо». Мне нужна постоянная смена событий, когда ты утром допрашиваешь каких-то маргиналов, которые подрались из-за бутылки, а через два часа у тебя на допросе бизнесмен, а ещё через час ты едешь на другой конец области. Ты изучаешь то особенности оказания медицинской помощи при расследовании дела о халатности врачей, то вопросы подачи газа, потому что где-то рвануло. У тебя попеременно, а то и сразу звонят два мобильника. Мне всё это нравится.

Когда я пришёл в отдел криминалистики, его возглавлял Геннадий Иванович Иванов. В России нет, наверное, ни одного криминалиста, который не слышал бы о нём. Личность легендарная. Так вот, когда я, только начиная работать, приезжал с ним на место происшествия, картина была примерно такая. Я говорил: «Геннадий Иванович, вот же гильза, вот отверстие, а вот пистолет! Сейчас поймаем негодяя, всё просто!» А он отвечал: «Артём, не надо прыгать по месту происшествия». И то, что мне казалось очевидным, оборачивалось другой стороной.

Я понял, что мне не хватает практики, поработал в следственном отделе по Канавинскому району Нижнего Новгорода. А в этом году стал заместителем руководителя отдела криминалистики Следственного управления СКР по Нижегородской области – отдела, куда я пришёл 11 лет назад простым парнем на беспогонную должность. То есть, как молодёжь говорит, прокачал свой уровень.

— Преступники нередко проявляют чудеса изобретательности. Чем криминалисты могут им ответить?

— На месте происшествия следы есть всегда. Даже если кажется, что их нет. Одно из самых громких преступлений последнего времени – убийство семьи с детьми в Нижегородском районе Нижнего Новгорода летом 2015 года. «Дело Белова». Многие помнят, наверное, — события имели огромный резонанс по всей стране. Я был одним из первых на месте происшествия. Когда вошёл в квартиру, там стоял запах, как в магазине бытовой химии. Всё было вымыто тщательнейшим образом с разными чистящими средствами. Белова задержали. Но что мы могли предъявить ему?

Доказательства имелись только косвенные. Любые наши доводы, если бы мы тактически неправильно построили допрос, были бы разбиты его преступной логикой, мол, чего вы меня спрашиваете? Задайте вопросы тому, кто ворвался в мою квартиру и убил моих детей и жену! Мы исследовали всё вокруг. Никаких следов! Как потом выяснилось, Белов не только всё вымыл вокруг с порошком. Он был в перчатках — тканевых, а поверх – резиновых. И он был уверен, что предусмотрел всё. Но ошибся. Тела были в мешках, замотанных скотчем. И вот на одном из них, на скотче, мы обнаружили крохотный отпечаток пальца, прямо в несколько миллиметров.

Второпях Белов то ли ещё не успел надеть перчатки, то и уже снял и оставил этот отпечаток. Мы потом просматривали весь скотч, просто сутками работали. Больше ничего не нашли. И вот этот кусочек скотча мы поместили в цианкрилатную камеру…

— Куда поместили?

— В цианкрилатной камере можно выявить следы на различных поверхностях. При определённых температурных показателях вещество цианкрилат нагревается, камера увлажняется – в общем, там идут сложные процессы. А мы получаем точные данные. Это гораздо более эффективный метод, чем использование дактопорошка, который, кстати, убивает генетический код. У нас современная высокоточная техника. И кстати, нижегородские следователи оснащены очень хорошо. Бывает, нас даже в другие регионы просят приехать. К слову, недавно у нас даже свой катер появился.

Так вот, благодаря тому отпечатку нам уже было что предъявить Белову. Мы получили доказательство: к мешкам он прикасался. Белова приговорили к пожизненному лишению свободы.

Или другой случай. На дне водоёма в Московском районе Нижнего Новгорода мы обнаружили вскрытый сейф, похищенный из банка. Это стало одним из доказательств по делу о банде, похитившей картины Левитана из музея в Плёсе. Тоже очень громкое дело, наверное, многие помнят. В Нижнем Новгороде банда ограбила банк. Преступники также совершили разбойное нападение на инкассаторов в Дальнеконстантиновском районе, обстреляли сотрудников полиции… А сейф мы обнаружили благодаря прибору, который позволяет сканировать дно. То есть на экране монитора видишь, что находится на дне. С его помощью мы, например, недавно установили обстоятельства безвестного исчезновения нижегородца. Мужчина уехал на машине и пропал. Были основания полагать, что на него совершено нападение. Автомобиль мы обнаружили на дне водоёма, точно указали водолазам место. В салоне было тело пропавшего мужчины. Выяснилось, что у него случился сердечный приступ. Были и случаи, когда на дне оружие находили…

— И всё же отпечаток пальца в деле Белова – это не только «спасибо» технике. Это всё же удача. Наверняка, бывают и какие-то ситуации, когда вот просто повезло.

— Да, и вот одна из них. В Сормове, у парка, ударили ножом сотрудника полиции. К сожалению, ранение оказалось смертельным. Мы примчались на место. Камер видео-наблюдения нет. Знаем только, что преступник скрылся на автомобиле «ВАЗ-2114». Но сколько их – сотни. И вдруг – то самое невероятное. Наш водитель поставил машину так, что свет фар упал на сугроб. И мы просто обомлели, увидев отпечатанный на снегу рельеф госномера автомобиля. Злоумышленник, второпях разворачиваясь, наехал на сугроб. И только под определённым углом, только вот под тем, который получился, был виден этот рельеф. Чуть правее-левее – уже просто снег. Благодаря этой невероятной удаче преступника быстро задержали.

— А у криминалистов есть какие-то приметы?

— Конечно. Я, например, заканчивая дело, брал ножницы и угол каждой страницы скруглял. Потому что когда ещё начинал работать, опытные сотрудники рассказали байку, как один судья порезал палец об угол страницы, рассердился и вынес оправдательный приговор. И я всегда скруглял страницы на удачу.

Или вот примета. Нельзя говорить друг другу: «Ну, спокойного дежурства». На тебя выльется поток гнева! Наши сотрудники это знают. Но если кто-то случайно скажет такое, надо ответить: «Тьфу на тебя!» Иначе дежурство будет таким «спокойным», что надолго запомнится.https://pravda-nn.ru/interview/artyom-kalyaev-esli-na-meste-prestupleniya-net-sledov-to-eto-tolko-kazhetsya/

ЮЛИЯ ПОЛЯКОВА

Новость на сайте Следственного комитета Нижегородской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:10:19 18:04 (МСК)

Регионы России: ПФО, Нижегородская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Нижегородская область

Последние новости

Все новости