7 октября 2011 года в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Омской области состоялось заседание коллегии ведомства, на котором обсуждены вопросы, связанные с практикой рассмотрения обращений и приема граждан в следственных органах СУ СК России по Омской области.
На коллегии отмечено, что обращения граждан, в том числе через Интернет-приемную и телефон доверия, являются эффективным и действенным инструментом внесудебной защиты прав и законных интересов. Мнения граждан, изложенные в обращениях, учитываются при выполнении органами Следственного управления служебных задач. Широко используется практика личного приема граждан руководителем Следственного управления с выездом в территориальные следственные отделы.
В 1 полугодии 2011 года отмечен рост обращений граждан. Так, за указанный период Следственным управлением было рассмотрено 1070 обращений, что на 48 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом около 20 % обращений не содержали вопросов, входящих в компетенцию Следственного управления, в связи с чем они были направлены для рассмотрения по подведомственности в органы прокуратуры и МВД России.
В основном гражданами обжалуются действия следователей при приеме и разрешении сообщений о преступлениях, а также вынесенные процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. В подразделениях Следственного управления Следственного комитета РФ по Омской области сложилась положительная практика проведения сотрудниками проверочных мероприятий в связи с поступлением обращений граждан (опрос заявителей, получение объяснений от следователей, изучение материалов доследственных проверок и уголовных дел). Из числа разрешенных в управлении жалоб по 20 обращениям (или 2,5 %) доводы заявителей были признаны обоснованными, в связи с чем решения, вынесенные следователями, отменены.
Особое внимание на заседании коллегии уделено рассмотрению обращений по вопросам противодействия коррупции и в защиту интересов несовершеннолетних, а также обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
По результатам заседания коллегии решено принять дополнительные меры, направленные на повышение эффективности и качества работы по рассмотрению жалоб и обращений граждан. Кроме того, руководителям структурных подразделений поручено повысить требовательность к организации рассмотрения жалоб на процессуальные действия (бездействие) и решения следователей.