Одной из основных задач деятельности следственных органов Следственного комитета РФ является защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Федерального закона РФ от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ").
Конституцией РФ закреплено право гражданина РФ на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан данными органами и должностными лицами определен Федеральным законом РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в соответствии с которым Председателем Следственного комитета РФ установлен порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета РФ.
В целях совершенствования организации приема граждан, а также повышения эффективности и качества рассмотрения обращений граждан в следственном управлении с 07.02.2011 изменен распорядок личного приема граждан руководством управления. Так, руководитель следственного управления осуществляет личный прием граждан - один раз в месяц в аппарате управления и 1 раз в неделю с выездом в подчиненные следственные отделы. Заместители руководителя следственного управления принимают граждан 1 раз в неделю.
График личного приема граждан руководителем следственного управления в аппарате управления и в подчиненных следственных отделах размещен на сайте следственного управления.
Кроме того, информация о времени и месте проведения приема граждан своевременно публикуется в региональных СМИ.
За 9 месяцев 2011 г. руководителем следственного управления принято 112 человек по различным вопросам, а также осуществлено 33 выезда в подчиненные следственные отделы для личного приема граждан.
В ходе проведения приема руководителем управления 71 человеку даны устные разъяснения к компетенции, каких органов относится разрешение поставленных ими вопросов. По своему характеру это обращения по следующим вопросам: о завышении тарифов на коммунальные услуги; об обжаловании судебных решений по гражданским делам и приговоров судов всех уровней; об обжаловании процессуальных решений органов внутренних дел; о нарушениях федерального законодательства, о привлечении к уголовной ответственности граждан за совершение мошеннических действий и т.д.
От 41 человека приняты письменные и устные обращения, которые в установленном порядке рассмотрены. Из них 15 заявлений по вопросам, касающимся деятельности следственного управления рассмотрены в аппарате управления, по 13 - доводы заявителей не нашли своего подтверждения, в связи с чем их требования были отклонены, 2 жалобы - удовлетворены, обжалуемые решения об отказе в возбуждении уголовного дела отменены, а материалы направлены для проведения дополнительной проверки. Остальные обращения (26) направлены по подведомственности в органы прокуратуры Республики Хакасия, МВД и иные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение данных обращений.
Во всех случаях заявителям направлены исчерпывающие и мотивированные ответы, а также разъяснен порядок их обжалования.
В результате изменения порядка приема граждан руководством следственного управления не только увеличилось количество поступивших и разрешенных обращений, но и повысились качество и эффективность рассмотрения обращений граждан.