Новости Следственного комитета РФ

Главная » Приволжский федеральный округ » Кировская область

Первым заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Кировской области генерал-майор юстиции К.В. Уськов ответил на вопросы корреспонденту общественно-политической газеты «Вятский край» ЕвгениюРепину.

16 сентября 2011 года


О коррупции — вслух!

ОЧЕВИДНЫЙ МАСШТАБ НЕОЧЕВИДНОГО ЯВЛЕНИЯ или ГДЕ ЖЕ ВЫ, ВЯТСКИЕ ВЗЯТОЧНИКИ?

Если вести речь о борьбе с коррупцией и организованной преступностью, это уголовное дело в его прокурорской и следовательской биографии стало, пожалуй, одним из самых громких, оставивших наиболее яркий след в памяти - не только для него, Константина Уськова, следователя с многолетним стажем, но и, наверное, для жителей всего Юга России. Ведь главным бандитом и коррупционером целого российского региона - Астраханской области - оказался сам начальник регионального управления по борьбе с оргпреступностью...

Шеф Астраханского УБОПа слыл честным и порядочным офицером, вспоминает К.В.Уськов в разговоре с корреспондентом «ВК». Но в середине минувшего десятилетия — в 2005-2007 годах по Астрахани прокатилась волна заказных убийств, других тяжких преступлений, не говоря уж о целой системе многомиллионных финансовых афер и прочих криминальных сделок, с жестким рэкетом и рейдерскими захватами. Бесследно исчезали директора местных предприятий, которых разнузданная криминальная «крыша» не смогла подмять под себя. Тоннами  вывозилось,  перепродавалось импортное оборудование с астраханских заводов...

И лишь со временем, благодаря глубоким оперативным разработкам,  кропотливой и настойчивой работе сыщиков угрозыска и сотрудников следственных подразделений, выяснилось, что автором всего этого криминального беспредела был сам шеф областного УБОПа, создавший из подчиненной ему мощной правоохранительной структуры целый преступный синдикат. А его подчиненные, офицеры этой милицейской спецслужбы оказались такими же бандитами в погонах, соратниками своего начальника по этому криминальному бизнесу. Так целым УБОПом они и сели на скамью подсудимых, получив в итоге огромные сроки- по 20-25 лет, а сам их бывший шеф — пожизненное заключение...

После службы в Астрахани, где он работал заместителем руководителя областного управления Следственного комитета, Константин Уськов был переведен в Северную Осетию, заняв там пост руководителя республиканского управления российского следственного ведомства. А уже в этом году — переехал к нам, в Кировскую область — на работу в качестве первого заместителя руководителя регионального управления Следственного комитета.

Константин Валентинович,  можно ли провести какие-то аналогии между нашей местной ситуацией в сфере борьбы с коррупцией и той, с которой вы сталкивались на прежних местах вашей службы на юге страны? Что здесь общего? И что, напротив, принципиально отличает, на ваш взгляд, наши реалии от  тех, что складываются в южных регионах?

На юге ситуация вообще специфическая. Там развиты и клановость, и традиционная семейственность, а потому и коррупционное поведение во многом - в природе людей. Там и дел такого рода просто масса. В Северной Осетии в период моей работы руководителем следственного управления ежегодно возбуждались за различные злоупотребления по 60-70 уголовных дел только в отношении сотрудников органов внутренних дел. Здесь, в Кировской области, массив таких дел — на порядок меньше. А в той же, например, Астрахани было, скажем, и такое прогремевшее на всю страну дело «гаишников», когда командир подразделения ДПС создал целую систему поборов и взяток. Устанавливал для подчиненных план по сборам с водителей и те должны были, «зарабатывая» и на свои карманы, за это отстегивать ему свою долю - по установленной таксе. Как налог на вмененный доход. Приходилось порою сталкиваться и с такими случаями, которые, с точки зрения, скажем, местной общественности вообще в голове не укладываются.

Например?

В Северной Осетии мы расследовали, в частности, дело о вымогательстве взятки аж с республиканской прокуратуры! Все финансовые операции государственных органов, ведомств, проводятся, как известно, через госказначейство. Так вот, чтобы провести любой перевод денег от какой-либо госструктуры в счет оплаты, например, госзаказа на ремонт помещений, ответственные сотрудники местного управления федерального казначейства требовали свой откат. И даже прокуратура это терпела, исправно отстегивая взяточникам из казначейства их комиссионные — просто за проводку бюджетных средств. Это кажется абсурдом. Но там, видимо, воспринималось как нечто обыденное, само собой разумеющееся. Вскрылся такой факт только с приходом нового прокурора республики. Он возмутился, поднял шум, дело раскрутилось. Чиновники из казначейства пошли под суд.

Кроме того, помню, там было уголовное дело целой фабрики по производству левых паспортов. То есть вполне настоящих, но, по сути, липовых Чиновники миграционной службы наладили серийное производство чистых паспортов на вполне официальных бланках для всяческих криминальных личностей, которые, к примеру, находились в федеральном розыске. А с чистыми паспортами они получали путевку в новую жизнь, получали новую биографию как бы законопослушных граждан.      

А у нас, на ваш взгляд, почему такой уровень коррупции - в смысле выявляемости? Не считая нескольких громких, по местным меркам, дел последнего времени — задержание за четырехмиллионную взятку чиновника регионального управления Росимущества, дело начальника отдела налоговой инспекции Денисова и еще двух-трех чиновников рангом помельче, да людей в погонах с небольшими звездами, у нас и «похвастаться»- то особо нечем.

Коррупция по природе латентна, преступления такого рода совершаются, говоря юридическим языком, в условиях неочевидности. Это в психологии людей. Не обязательно только крупных коммерсантов, дающих крупные взятки и, соответственно, чиновников, их берущих, когда обе стороны заинтересованы, чтобы все прошло шито-крыто и осталось тайной за семью печатями. Это проявляется и на уровне так называемой бытовой, мелкой коррупции. Я долгое время проработал прокурором небольшого сельского района в Волгоградской области. И не помню таких фактов, чтобы люди шли в правоохранительные органы жаловаться на чиновников, или на тех же врачей, педагогических работников, рядовых милиционеров, которые вымогают у них взятку.

Тут все происходит как бы по взаимному согласию сторон. Ждать от людей какой-то особенной активности, что вот они пойдут в органы с заявлениями на взяточников, конечно же, не приходится. Кроме того, важен вопрос: с кем боремся - с врачами, учителями, гаишниками? Но это же, согласитесь,не тот уровень коррупции, который можно было бы действительно назвать национальным бедствием. Те же врачи, например, порою принимают подношения скорее не как взятку. Это просто знак благодарности пациента. И пока в этой сфере не наладиться ситуация с материальным содержанием, ждать тут каких-то радикальных перемен не стоит.

На что же тогда рассчитывать, если не на активность граждан, для которых проблема коррупции — можно сказать, порою вовсе и не проблема, а норма повседневной жизни? Люди рассуждают: пусть, мол, борются с этим те, кому положено по долгу службы.

И это верно. Бороться с мздоимством, вылавливая крупную рыбу, а не медсестру с коробкой конфет, подаренных пациенткой-старушкой, это все равно задача профессионалов - правоохранительных органов. Мы - следственное ведомство, и работаем с теми материалами, что предоставляют нам оперативные службы полиции или, например, ФСБ. И если уж дело возбуждаем, то оно, как правило, доходит до суда. Так что основная ставка в вопросе о повышении  эффективности борьбы с коррупцией - все-таки на оперативные разработки,  И здесь большие надежды связаны с реформированием органов внутренних дел, которое сейчас происходит. Пришел новый начальник областного управления МВД. Прошла переаттестация в полицию. Людям пообещали солидное материальное содержание.

Хотя в США, например, заработки в полиции порою даже ниже, чем у тех же медиков и педагогов. Но там огромные социальные гарантии. Человеку дают возможность приобрести все — приличное жилье, автомашину. Дети учатся в престижных учебных заведениях. В конце карьеры полицейского  ждет солидное пенсионное обеспечение. И он понимает, что в любой момент может все это потерять, если попадется на чем-то противоправном. Зачем тогда ему, как например, российским гаишникам взятка в сто долларов? Да он никогда на это не пойдет.

У нас со временем, вероятно, будет создана такая же система. Но действовать-то нужно уже сейчас! Или же давайте признаем, что у нас, в Кировской области, раз нет массы соответствующих громких дел, нет и коррупции. А если же оперативные службы наших органов внутренних дел активизируют свою работу и пойдут впечатляющие результаты, вот тогда народ и поверит, что, да, есть и коррупция, но есть и реальная, эффективная борьба с нею.

А пока-то что? Нет у нас, в Вятке, коррупции? Ведь с фактами, когда крупного чиновника садят на скамью подсудимых, как вы сами признаете, у нас не густо

Да факты-то есть, и все это прекрасно понимают. Но просто факты эти пока редко документируются. Тут, повторюсь, проблема в выявляемости этих преступлений. А масштаб явления очевиден. В Кировской области лес, основное богатство, воруется тоннами, вывозится лесовозами. Все это делают мелкие шайки черных лесорубов? Без всякого прикрытия соответствующих государственных чинов? Да кто ж в это поверит? Вот где непаханное или почти непаханное поле.

А взять строительную сферу! Сами строители практически во всех регионах страны, когда их спрашиваешь, почему у вас такие заоблачные цены, прямо заявляют: реальная цена квадратного метра, даже с учетом нашей выгоды, раза в полтора-два ниже той, по которой мы вынуждены продавать жилье. Просто в цену кроме прочего закладываются еще и откаты чиновникам за землеотводы. Кроме того, это и бесчисленные платежи за бесчисленные согласования. Это и вымогательство квартир в новостройках местными администрациями — вроде бы на решение социальных вопросов, для решения которых есть на самом деле иные, куда более законные пути. То есть часть построенного жилья строители  должны отдавать фактически бесплатно. Все это идет в конечную цену квадратного метра. А стоило бы жилье по реальным ценам, была бы у нас до сих пор такая ситуация с бараками, с аварийным, ветхим жильем? Да нет же! Люди давно стали бы в массовом порядке брать кредиты и переезжать в новое жилье, будь оно действительно доступным по цене. И не было бы этих бараков, этой нищеты!

Вот что надо понимать, когда мы говорим об опасности коррупции. Она в числе наших прочих российских бед тоже порождает массовую бедность. Этот порочный круг надо когда-то разорвать. И как тут можно говорить, что мы во всем рассчитываем на помощь простых граждан? Ну откуда простой человек может знать, кому и сколько занес строитель-подрядчик, например, за отвод земельного участка под новостройку?

Так на кого ж рассчитывать-то?

Это, опять повторюсь, задача прежде всего профессионалов — сотрудников правоохранительных органов. А мы все здесь - я не хотел бы пенять  только на оперативные подразделения различных правоохранительных ведомств - надо признать, пока не дорабатываем. Но, опять-таки повторяюсь, у меня, например, большие надежды связаны реформированием МВД, с приходом нового руководителя регионального управления полиции. А оправданными ли окажутся эти надежды, мы все - и работники  правоохранительных структур, и простые граждане, и, кстати, сами чиновники-взяточники, пока что по-тихому продолжающие «работать» на свои карманы, увидим, думаю уже в ближайшее время.

Для информации.

В первом полугодии 2011 года подразделения областного управления Следственного комитета РФ возбудили 48 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности. В суды за этот период направлено 17 расследованных уголовных дел данной категории. В том числе 5 дел — в отношении сотрудников органов внутренних дел, 2 дела — сотрудников федеральной службы исполнения наказаний, 1 дело — сотрудника службы судебных приставов. Фигурантами еще 3 коррупционных дел стали работники сферы здравоохранения, 2 дел — сотрудники органов местного самоуправления, еще 1 дела — сотрудник прокуратуры. Кроме того, в суды направлено 3 дела в отношении сотрудников государственных и муниципальных учреждений.



Ссылка на текст новости: http://sledcomrf.ru/news/2355-pervyim-zamestitel-rukovoditelya-sledstvennogo.html

Ссылка на первоисточник: http://kirov.sledcom.ru/news/detail.php?ID=7536