Новости Следственного комитета РФ

Главная » Центральный федеральный округ » Липецкая область

"Липецкие известия" опубликовали ст. о становлении в профессии следователя СО по Левобережному округу г. Липецка регионального СКР Юрия Трушкина

29 июля 2020 года


ЗА НЕЗАПЕРТОЙ ДВЕРЬЮ

В январе текущего года в собственном доме на улице Титова, в селе Подгорное, был обнаружен труп пожилого мужчины с множественными колото-резанными ранениями. Смерть наступила в результате проникающей колото-резаной раны, с повреждением мягких тканей грудной клетки.

Дом, где жил Степан Серебров, 1956 года рождения, разделён на две части с отдельными входами. В другой части жила его сестра. С женой он уже лет 15, как в разводе. Другой семьи не завёл. Жил тихо, спокойно. Чем и как зарабатывал на жизнь, было непонятно, так как официально нигде не работал. Иногда покупал продукты в киосках, торгующих на остановке. Чаще просто сидел на скамейке. Что именно он там делал, никто не знает. Может – побирался, может, ждал, вдруг приедут два его сына, которых когда-то очень любил, может, просто пил в одиночку. На бомжа, вроде бы, не похож - всегда хорошо и чисто одет. Сильно пьяным Сереброва тоже не видели.

Кстати сказать, в молодости он вполне успешно окончил Воронежский университет. Правда, теперь, глядя на его образ жизни, верилось в это с трудом. Не раз в его половине появлялись не только друзья – собутыльники, но и их, не менее любившие «пригубить», подруги. Впрочем, посиделки проходили спокойно, как говорится – без шума и пыли. Брат и сестра не конфликтовали, жили мирно. Более того, женщина своего великовозрастного братца подкармливала, приходила убираться, стирала бельё… Она-то его и обнаружила мёртвым на диване.

В тот день, около семи часов утра собираясь на работу, женщина обратила внимание, что входная дверь у брата открыта. «Наверное, с вечера забыл закрыть», - подумала сестра и ушла. Никаких подозрительных звуков или шума с другой половины накануне не слышала. Вечером, вернувшись с работы, женщина заметила, что дверь всё так же открыта. Почувствовав неладное, решила заглянуть к брату. Прошла в комнату… Увиденное зрелище заставило женщину закричать и броситься вон из дома…

ПЕРВОЕ ДЕЛО

Расследование этого громкого преступления было поручено молодому следователю следственного отдела по Левобережному округу г. Липецка следственного управления СК РФ по Липецкой области, лейтенанту юстиции Юрию Трушкину.

На должность следователя он был назначен лишь в октябре прошлого года, тем не менее, успел проявить себя в работе, как знающий и перспективный сотрудник. Хотя, поначалу лейтенанту пришлось перелопатить кучи процессуальных документов, составлять самые разные проекты, объяснения и прочие весьма скучные, тем не менее, необходимые для накопления профессионального опыта недавнего выпускника кафедры уголовного права ЛГТУ, а затем - общественного помощника следователя по особо важным делам. Иногда появлялась возможность отложить бесконечные вороха папок и томов и побывать на настоящем происшествии. Правда, лишь в качестве помощника следователя по особо важным делам, которому поручались сложные и запутанные уголовные дела. Но, всё-таки, это вам не в архиве пыль глотать. И вот наступил момент, когда его вызвал к себе руководитель отдела: «Хочешь самостоятельно расследовать уголовные дела?» Еще бы он не хотел!..

ДОМ НА ДВЕ ПОЛОВИНЫ

…Приехали на место происшествия, в село Подгорное. Дом на двух хозяев с отдельными входами. На входной двери половины погибшего – замок. На момент осмотра дверь открыта, замок исправен. На внутренней стороне двери обнаружены и впоследствии изъяты два смыва вещества бурого цвета, похожего на кровь. Впрочем, такие же следы были везде: на стенах, на полу коридора, на занавеске в дверном проеме ванной комнаты. На дверном проеме так же обнаружены и изъяты следы рук. В жилой комнате на полу валялись два сигаретных окурка и пачка из-под сигарет «Родопи». Следы крови обнаружены на дверном проеме жилой комнаты, с которых, так же, сделан смыв…

- Следователь выезжает на место преступления вместе со следственно- оперативной группой, - комментирует лейтенант Трушкин, - обнаруживает улики, сотрудничает с экспертами, определяет порядок работы, знакомится с относящимися к делу материалами, планирует и координирует действия членов группы. Кроме того, именно следователь отвечает за полноту и эффективность работы всей группы. Однако в тот раз все члены группы были старше и опытнее меня, и работу свою выполняли быстро и профессионально. Мне приходилось лишь наблюдать и учиться…

Вещества бурого цвета были везде. Создавалось впечатление, что произошло кровавое побоище. На столе в кухне валялись 11 пузырьков из-под косметического лосьона, пустая сигаретная пачка, 5 упаковок вермишели, пустая бутылка из-под пива, сигаретные окурки, три пустых кружки и три кухонных ножа. Все предметы были изъяты для лабораторных исследований. Так же были изъят ноутбук. Труп Сереброва находился в жилой комнате, на его теле не меньше 22-х ножевых ранений. Для дальнейшего исследования труп был направлен в морг…

САМООГОВОР

По факту обнаружения в доме трупа с признаками насильственной смерти, было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 105 УК РФ. Шли поиски преступника, совершившего столь жестокое деяние. Через неделю в УМВДРоссии по Липецкому району пришел некто Буранов и заявил, что это он убил Сереброва. На допросе в качестве свидетеля рассказал, что знаком с Серебровым несколько лет. Познакомились у «тети Люси», с той же улицы, где жил Серебров. Там обычно собиралось много народу, с целью выпить и развлечься. Когда тётя Люся умерла, собираться стало негде, и компания со временем распалась. Встречи «друзей» стали редкими, спонтанными. Порой встречались на остановке «Воронежское шоссе» у села Сырское. Выпивали, в основном, косметические лосьоны и водку, которые покупал Серебров. О приятеле Буранов отзывался, как о тихом, спокойном человеке. Но выпить тот любил. Пойти в полицию с явкой с повинной его надоумила сожительница Верка, которая сообщила приехавшим к ней сотрудникам полиции, что, мол, собственными глазами видела, как он, Буранов, «наносил удары ножом в живот Сереброва». Была ли это правда, или привиделось бабе в пьяном угаре, Буранов не помнил. Испугавшись Веркиных обличений и зная, что признательные показания и содействие следствию являются смягчающими обстоятельствами при рассмотрении дела в суде, написал явку с повинной.

- На самом деле, - говорит следователь, - к показаниям сожительницы Буранова следует относиться критически, поскольку они опровергаются результатами осмотра места происшествия. Следов распития водки (как она утверждала): водочных бутылок, пробок и тому подобного в доме не обнаружено. Утверждение, что Буранов нанес один удар ножом в живот потерпевшего, противоречат результатам осмотра трупа на месте происшествия. А так же - заключению судебно-медицинской экспертизы. На трупе обнаружены 22 колото-резаные раны. Кроме того, не совпадает и время смерти потерпевшего. «Свидетельница» ошиблась ровно на сутки. Никаких подтверждений того, что они вместе с Бурановым находились на месте преступления, не найдено… Зачем женщине нужно было оговаривать сожителя, непонятно.

УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Отработка круга общения на причастность к убийству Сереброва продолжалась. Опрашивали всех жителей села и участников компании, собиравшихся у тети Люси. У всех имелось какое - никакое алиби. Наконец, в отдел привезли еще одного участника былых сборищ, Николая Коткова, страдавшего, как выяснилось, шизофренией. После того, как летом прошлого года «благодетельница» умерла, Котков стал захаживать к Сереброву. Однако свою причастность к убийству отрицал, уверяя, что уже давно Сереброва не видел.

- Показания Коткова о его непричастности к убийству проверялись и были опровергнуты, - комментирует Юрий Трушкин. - Доказательствами являются показания его жены, из которых следует, что с 1984 года по настоящее время её муж состоит на учете в неврологическом диспансере с диагнозом – общее заболевание 2 степени. Тогда же он бросил пить и курить. За бутылку хватался лишь в моменты сильного эмоционального потрясения.

До 2016 года работал в охранной организации. Однажды, распивая с напарником пиво, муж ударил того ножом. Охранник позже скончался, а Коткова осудили по ст. «Убийство по неосторожности». С 2016-го по 2017-й год он находился на принудительном лечении. С тех пор не пил и даже не курил. А в середине января муж в очередной раз напился и даже избил её, чего не делал никогда. Женщина поняла - у него что-то произошло. Позвонила сыну и попросила приехать. Котков несколько раз звонил, просил прощения и умолял вернуться. Она согласилась. Приехав домой, увидела в доме идеальный порядок, всё вымыто, выстирано и даже обед приготовлен. Вёл Котков себя спокойно, шутил. На нем была надета его любимая оранжевая футболка, которую он мог носить, не снимая, несколько дней… В ней его и увезли на допрос сотрудники полиции. Домой он вернулся без футболки. Её изъяли для экспертизы.

- Когда Котков был доставлен в отдел, - продолжает следователь, - мы обратили внимание на множественные бурые пятна, оставшиеся на его оранжевой футболке. Футболка была изъята и отправлена на экспертизу. Впоследствии эксперты определили, что пятна на футболке не что иное, как кровь погибшего. Уже отталкиваясь от этого, мы начали подтягивать ниточки именно к Коткову, хотя тот вёл себя спокойно, и ни в каких преступлениях сознаваться не собирался. Далее выяснилось, что на всех объектах, изъятых при осмотре места происшествия, обнаружен генетический материал только двух лиц – потерпевшего Сереброва и подозреваемого Коткова. Генетический материал иных лиц не обнаружен. Кроме того, по видеозаписям камер наружного наблюдения магазина, рядом с домом убитого, установлено, что в день убийства именно Котков покупал принесенные в дом жертвы и позднее изъятые экспертами продукты, сигареты и напитки. Проверив все возможные версии, методом исключения следствие пришло к выводу вероятной причастности Коткова. Учитывая, данные о его личности, следствие заключило, что факт совершения им общественно-опасного деяния доказан полностью, и нашел свое отражение в материалах уголовного дела.

- Однако, - подвел итог следователь, - обвинений предъявлять не пришлось. Котков не подлежит привлечению к уголовной ответственности, так как по заключению стационарной комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы не может являться субъектом состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Автор Наталья Попова.

Данные участников изменены по этическим соображениям.



Ссылка на текст новости: http://sledcomrf.ru/news/441100-lipetskie-izvestiya-opublikovali-st.html

Ссылка на первоисточник: http://lipetsk.sledcom.ru/news/item/1486410/