Новости Следственного комитета РФ

Главная » Приволжский федеральный округ » Удмуртская Республика

Интервью следователя СО по Первомайскому району г. Ижевска Марии Шемякиной газете "Удмурт дунне"

29 ноября 2021 года


Газета «Удмурт дунне» («Удмуртский мир»)

26 ноября 2021 года

О работе следователей написаны тысячи книг, по телевидению показывают множество сериалов, в соцсетях можно найти немало информации, не всегда правдивой. В связи с этим мы обратились к старшему следователю следственного отдела по Первомайскому району г. Ижевска следственного управления СК России по Удмуртской Республике Марии Шемякиной. Попросили рассказать о нюансах работы следователя - что правда, а что домыслы.

- Говорят, в правоохранительных органах есть такая примета: при выходе нового сотрудника на работу район встречает его большим количеством сообщений о происшествиях.

- Знаю, что с некоторыми коллегами такое было. Со мной, к счастью нет. У нас шутят, если такое происходит, нужно обязательно сходить в церковь. В мой первый рабочий день всё было непросто и непонятно: с чего начать, куда бежать. Было много вопросов и мало ответов.

Первое своё дело помню. Категория была не самая сложная, но для меня оно на тот момент казалось очень трудным - и морально, и физически. Сейчас-то я уже понимаю, что это всё просто - щёлкается на раз-два. Спасибо нашим опытным следователям, руководителю - помогли, подсказали.

А потом, конечно, пошли серьёзные уголовные дела - против половой неприкосновенности, убийства, изнасилования...

- Говорят, следователи помнят наизусть каждое свое уголовное дело.

- Это не так. Самые резонансные, сложные в расследовании - да, в душу западают. Особенно связанные с детьми.

Мы работаем с людьми, а люди попадаются разные. Соответственно, где-то бывает дело сложное в доказывании, но простое в общении с людьми, а где-то - дело простое, но сложное с людьми. Дело делу - рознь. Как правило, мы работаем с бедами людей, понимаем, им сейчас далеко не до нас, но наша задача, в первую очередь, им же и помочь, поэтому от качественно проведенных первоначальных следственных действий зависит дальнейшая судьба уголовного дела.

- Как обстоит с чувством брезгливости, когда приходится иметь дело с телами погибших? оно исчезает по мере работы?

- Оно исчезает, но не сразу. Оно, наверное, даже не исчезает, а притупляется. Понятно, что совсем разложившееся тело вызывает обычные человеческие ощущения, но работать надо, поэтому не обращаем внимания.

Когда я первый раз с этим столкнулась, конечно, помню хорошо. Мужчине на территории дома голову станком придавило. Это было не убийство, и не самоубийство - просто несчастный случай. Всё дело в алкоголе - мужина был пьяный.

- Говорят, вашим коллегам из Ленинского района приходится больше работать, потому что этот район считается самым криминальным.

- Насколько я знаю, в последнее время, да, у них нагрузка больше, чем в других районах. Потому что Ленинский - самый большой район в Ижевске. В него входят районы Строителя, Машиностроителя, Татарбазара.... Например, в 2020 году здесь было совершено 8 убийств. Для сравнения: в Устиновском - 3. Но это не всегда так. Иногда, бывает, районы передают друг другу уголовные дела, таким образом помогают друг другу. Потому что время на расследование даётся 2 месяца. За 60 дней надо успеть всё.

- Считается, что сейчас лидируют бытовые убийства, их насчитывается больше, чем убийств, совершенных бандами, насильниками, маньяками.

- Это правда. Обычное дело: застолье, употребление спиртных напитков, после этого - ссоры, выяснения отношений, конфликты, драки, а потом и убийства. На данный момент расследую такое дело - убийство на бытовой почве.

...Мужчина и женщина вели аморальный образ жизни, бродяжничали. Во дворе познакомились с мужчиной. Он был слепым, ходил с тростью. Он попросил их купить спиртное, а потом и вовсе пригласил к себе домой. Там между двумя мужчинами произошёл конфликт, в ходе которого обвиняемый вязл в руки нож и нанёс несколько ударов. Слепой скончался на месте. Обвиняемый скрылся с места происшествия. Прямой очевидец - женщина - всё это видела и подтвердила. Убийцу нашли через 3-4 дня. Не сам пришёл, его вычислили оперативные сотрудники.

- А коррупционные, экономические преступления раскрывать намного сложнее, чем убийства и изнасилования?

- Да. Там совсем по другому надо размышлять. Экономика - сложная штука, особенно для меня - я недавно начала этим делом заниматься. Для расследования этой категории дел нужно быть всесторонне развитым, разбираться во всех сферах жизни. Благо мы сотрудничаем с разными ведомствами и министерствами.

У меня на данный момент 7 дел в производстве: большинство - экономические преступления. На службе я почти 3 года. В прошлом году мною расследовано 40 дел, тем самым стала лучшим следователем. В этом году до 40 ещё не дошла - пока только 15 дел, поскольку категория уголовных дел в этом году совсем иная, более сложная, многоэпизодная, поэтому времени на них уходит гораздо больше.

- Говорят, у следователей в машине лежат вещи на все случаи жизни: обувь, одежда и обязательно кофе, потому что на места происшествий иногда приходится выезжать в 2-3 часа ночи.

- Да, машина у нас никогда пустой не бывает. У обычных пассажиров даже возникают вопросы: для чего всё это? В машине есть, например, бланки протоколов, конверты, пакеты, коробки, ножницы, одноразовые пинцеты, скотч... У криминалистов есть даже фольга. Туда упаковывают запаховые следы. В машине есть ещё одежда - полевая, жилетка специальная с надписью: «Следственный комитет России». Обувь тоже есть разная: и резиновые сапоги, и кроссовки, и сменка...

А вот кофе у меня в машине нет, только на работе. Организм молодой. С недосыпом справляюсь и без него. Бывает иногда - хочется отключиться. Раньше в школе, в университете играла в баскетбол. Сейчас не получается. Поэтому по возможности уезжаю в свои родные места - в Алнаши. Свежий воздух, огород, смена обстановки, общение с родными быстро заряжают энергией.

- Говорят, следователи не любят обсуждать уголовные дела вне работы - дома, в гостях...

- За всех не отвечу. В моём случае у нас что на работе, что дома у всех на языке одно - работа, работа, и ещё раз работа. Потому что моя семья специфическая: мама была следователем, папа работал в МВД, брат сейчас трудится в полиции, муж тоже в органах служит. Поэтому мы вечерами друг с другом и опытом делимся, и эмоциями. И фильмы такие же смотрим. На негатив у нас стойкий иммунитет.

- Говорят, самое приятное в вашей работе - когда потрепевшие приходят после вынесения приговора и говорят: «Спасибо!»

- Так и есть! Но, к сожалению, их мы слышим очень редко.

Ольга Корепанова, перевод с удм. яз.



Ссылка на текст новости: http://sledcomrf.ru/news/491046-intervyu-sledovatelya-so-po.html

Ссылка на первоисточник: http://udm.sledcom.ru/news/item/1631801/