Новости Следственного комитета РФ

Главная » Приволжский федеральный округ » Нижегородская область

Интервью старшего следователя СО по Сормовскому району г.Н.Новгорода Леонида Матросова, опубликованное на сайте информационного агентства "Время Н" в честь профессионального праздника - Дня сотрудника органов следствия

28 июля 2022 года


Леонид Матросов — о работе следователя, распорядке дня и преданности своему делу

Корреспондент ИА «Время Н» пообщался со старшим следователем Следственного отдела по Сормовскому району Нижнего Новгорода СУ СК РФ по Нижегородской области Леонидом Матросовым.

— Как вы пришли в профессию?

— Впервые я пришел в отдел в 2018 году, тогда я был на 4 курсе. После окончания института при прохождении практики попал в Канавинский следственный отдел. Практика тогда была достаточно длительная, но меня она заинтересовала. После нее уже пришел устраиваться на работу и в начале 2019 года трудоустроился на должность старшего следователя в Выксунский межрайонный следственный отдел, а после был переведен в Сормовский район.

— Расскажите подробнее: что входит в ваши обязанности сейчас?

— В мои обязанности входит проведение процессуальных проверок, осуществление предварительного следствия, направление дел прокурору для утверждения обвинительного заключения.

— Почему вы захотели стать следователем?

— Данная профессия дает возможность постоянно учиться, общаться с разными людьми. Дела попадаются разные, а для того, чтобы их расследовать, нужно быть специалистом во многих областях. Постоянно приходится расти.

— Вы помните свое первое дело?

— Это было покушение на убийство в Выксе в феврале 2019 года. Инцидент произошел в ходе бытовой ссоры между супругами. Муж достал револьвер и практически в упор выстрелил супруге в висок. Чудо или нет, но потерпевшая осталась в сознании, успела даже добежать до травмпункта, который находился буквально через дом. Там ей оказали медицинскую помощь, благодаря которой ей и удалось выжить. Примечательно, что после этого потерпевшая признавалась мужу в любви и утверждала, что у нее нет к нему претензий. Само собой, мужчину все равно осудили.

— А какое дело в вашей практике было самым запоминающимся?

— Это произошло уже на территории Сормовского района — убийство на улице Культуры 9 марта 2020 года, как раз после праздников. У нас появилась «стандартная» заявка — труп мужчины в квартире. Мы прибыли на место происшествия, квартира была закрыта на ключ, никаких признаков взлома обнаружено не было. Однако на трупе было около 30 колото-резаных ранений только в области лица. В помещении был беспорядок, везде следы крови. Запомнилось это дело тем, что изначально не было очевидцев происшествия. Людей, у которых мог быть мотив, мы сразу же проверили, но у всех было алиби. Но нам повезло, что были записи с видеодомофона, которые мы и стали просматривать с коллегами. На них мы заметили женщину, которая вела себя довольно странно. Оказалось, что она заходила и выходила как раз в тот момент, когда предположительно могло произойти убийство.

Через две недели нам удалось ее задержать, и она дала признательные показания и получила срок. Выяснилось, что ранее между ними возник конфликт, и впоследствии во время совместного употребления спиртного женщина убила своего знакомого.

— Что самое главное в профессии следователя?

— Мне кажется, это желание разобраться даже в самой запутанной ситуации — найти выход и правильное решение с точки зрения права, закона. Следователь должен быть усидчивым, целеустремленным. Нужно стремиться помогать людям.

— Сериалы и фильмы про расследования — есть ли в них доля правды?

— Большинство таких фильмов, конечно, художественный вымысел. Наша работа со стороны, возможно, даже в какой-то степени показалась бы зрителю скучной. Это ведь работа не только с людьми, но и с документами, с вещественными доказательствами.

— Работа в СК должна быть на первом месте в жизни? Как переключаетесь дома?

— Как минимум, работе нужно отводить много времени. Например, я прихожу на работу в девять утра и возвращаюсь домой примерно в 21:00. Но нужно стараться находить время и для семьи, успевать везде. Поэтому, во-первых, я не приношу работу домой. А, во-вторых, большая часть моего близкого окружения связана с данной профессией, поэтому нам легко общаться и вне работы.

— Как проходит обычный рабочий день?

— Обычно самые срочные мероприятия ставлю на первую половину дня. Это те случаи, когда тебе нужно непосредственно пообщаться с людьми. А на вторую половину дня стараюсь оставлять работу с документами, с запросами и подготовкой. Отмечу, что очень трудно найти два похожих друг на друга дня: бывают заявки или экстренные случаи, когда всему отделу нужно поехать куда-то. Тот же самый допрос может длиться 20−30 минут, а может 6−7 часов. Хотя, мне кажется, в нашей работе главное — планирование. Нужно хотя бы пытаться составлять план, потому что дел, людей и мероприятий — много.

— Какие минусы в работе следователя?

— Конечно, встречаются сложности в делах, что-то надоедает. В некоторые моменты хочется все бросить — и такое в нашей работе бывает. Все мы люди, у всех бывает эмоциональное выгорание. А мы работаем постоянно и очень много. Некоторые люди «несут» конфликты, приходится эти углы сглаживать. Нужно искренне любить свою работу, искать каждый раз в ней что-то новое.

— Каждый может стать следователем? Или это призвание?

— Думаю, это призвание. Если ты просто идешь работать сюда и не знаешь, зачем тебе это нужно, то с таким настроем тут не задержишься.

— Бывает ли жутко на расследованиях? Вырабатывается привычка?

— Конечно, привыкаешь, со временем чувства притупляются. Хотя все зависит от человека. Не сказал бы, что мне вообще когда-то было жутко на работе. Появляется сопереживание к людям в определенных ситуациях. Например, когда родители теряют своих детей.

— Как ваши родители отнеслись к тому, что вы пошли работать следователем? Своих детей отправили бы работать в СК?

— Работа тяжелая и нервная, поэтому своих детей бы не отправил. Мои родители, наоборот, отнеслись прекрасно к тому, что я пошел в этом направлении. Мой папа хотел, чтобы я работал в полиции, а я даже перевыполнил его ожидания. Их, конечно, иногда смущает мое длительное отсутствие, но все уже привыкли.

— Действительно ли убийцы в большинстве случаев — знакомые жертвы?

— При убийстве ты в первую очередь начинаешь опрашивать окружение жертвы. Я не веду статистику, но в целом можно сказать, что у нас большинство убийств совершается в ходе употребления спиртных напитков. Как правило, от этого действительно страдают близкие люди.

— Пять советов начинающим следователям и студентам?

— 1) Научитесь планировать свою деятельность; 2) Поймите, что хотите получить от этой работы; 3) Научитесь находить общий язык с людьми; 4) Постоянно развивайтесь — не только в сфере юриспруденции. Пытайтесь разбираться в вопросах медицины, строительства и прочего. Даже в строительстве самолетов, если понадобится; 5) Уделяйте внимание своему здоровью и поддерживайте физическую форму.

— Вы бы поменяли профессию, если бы была возможность вернуться в прошлое? И какие у вас сейчас планы на будущее?

— Точно нет. Ни о чем не жалею. Планирую и дальше работать в Следственном комитете. Будущее? Жизнь складывается по-разному — увидим.

Ссылка на интервью: https://www.vremyan.ru/interviews/496461



Ссылка на текст новости: http://sledcomrf.ru/news/527317-intervyu-starshego-sledovatelya-so.html

Ссылка на первоисточник: http://nnovgorod.sledcom.ru/news/item/1710129/