Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Статьи

2 ноября 2012 год

Рейдерские захваты

Рейдерством называют недружественное (зачастую силовое) недобровольное поглощение предприятия. Захват бизнеса таким путем называется «рейдерским захватом». Корпоративный шантаж («гринмейл») также относят к рейдерской деятельности.

Лица, занимающиеся рейдерством по заказу со стороны или по своей инициативе, называются рейдерами. Это термин пришёл к нам из США. Там «рейдерами» называют атакующую сторону в процессах поглощений и слияний и обычно криминального оттенка в этом понятии нет, в отличие от России. При захвате всегда будет присутствовать пострадавшая сторона. В России рейдерство довольно часто бывает незаконно, крупные скандалы освещается в СМИ, а термин стал в общественном сознании нести заметный негативный оттенок. Компании и специалисты, противостоящие рейдерству называются антирейдерами или соответственно антирейдерскими агентствами.

Сам термин появился довольно давно - конец XIX - начало XX века, а история его насчитывает несколько сотен лет. Появилось рейдерство тогда, когда появились акции, что позволило поглощать компанию против воли руководства. Самый известный пример рейдерства - попытка захватить Французскую Ост-Индскую компанию Жаном де Батцем. Джон Рокфеллер в конце XIX века успешно занимался рейдерством, используя льготную цену на транспортировку нефти как механизм принуждения.
Рейдеры активизировались в 1980-е годы, после того, как был изобретен механизм «мусорных облигаций» Майклом Милкеном. В Европе рейдерство получило распространение чуть позже и не так активно как в Штатах.

Для того, чтобы сделать рейдерский захват более сложным или не возможным вообще, существует ряд мер, которые вы можете предпринять самостоятельно, чтобы в случае, если вам нужно обратиться к специалисту, шансов выйти победителем было гораздо больше:

- чёткая схема управления предприятием;
- регулярно проверять состояние документов о регистрации, поддерживать связь с местными регистрирующими органами;
- адекватная капитализация предприятия и прозрачная собственность;
- единый юридический и физический адрес компании,а в случае, если их несколько, регистрирующий орган обязательно должен высылать расписку о получении документов на регистрацию по обоим адресам.