Новости

Следственного комитета РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Иркутская область

26 июня 2014 года В следственном управлении состоялся брифинг на тему «Расследование налоговых преступлений в 2013-2014 гг.»

Сегодня в следственном управлении СКР по Иркутской области состоялся брифинг на тему «Расследование налоговых преступлений в 2013-2014 гг.» с участием и.о. заместителя руководителя управления Ямалиева Рината Наильевича, старшего инспектора отдела процессуального контроля Ефимовой Виктории Викторовны, а также представителей областных и федеральных СМИ.

Сотрудники аппарата следственного управления сообщили представителям СМИ о результатах работы по противодействию налоговым преступлениям в прошлом и текущем году, ответили на все вопросы журналистов.

Выявление налоговых преступлений и расследование уголовных дел о налоговых преступлениях является приоритетным направлением деятельности органов следствия Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области. Выбор приоритета обусловлен поставленными Президентом РФ и Председателем СК России задачами по пресечению налоговой преступности, обеспечения возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями бюджету РФ.

Работа Следственного управления в данном направлении осуществляется при тесном взаимодействии с Управлением ФНС России по Иркутской области, органами прокуратуры, органами внутренних дел.

В целях обеспечения такого взаимодействия Следственным комитетом РФ и ФНС России разработано и успешно реализуется межведомственное соглашение о взаимодействии, которым определены его конкретные способы и формы. На территории Иркутской области с учетом специфики региона действует аналогичное соглашение между СУ СК России по Иркутской области и УФНС России по Иркутской области, а также создана и успешно функционирует межведомственная рабочая группа по выявлению, предупреждению, документированию, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, в состав которой вошли представители органов внутренних дел.

Учитывая специфику региона, Иркутская область является субъектом РФ, где население активно осуществляет предпринимательскую деятельность (в 2013 – 2014 гг. эта цифра колеблется в районе 110-115 тыс. т.е каждый 12 трудоспособный житель Иркутской области является субъектом предпринимательской деятельности), велико и число субъектов предпринимательской деятельности, которые, будучи зарегистрированными на территории иных субъектов РФ, стоят на налоговом учете по месту осуществления деятельности в Иркутской области (25-30 тыс.), среди них лица, осуществляющие деятельность в лесопромышленном комплексе. В связи с этим число выявленных налоговых правонарушений значительно, а суммы доначисленных недоимок также велики. Так, в 2013 году налоговыми органами по выявленным налоговым правонарушениям доначислена недоимка в размере 2 млрд.736 млн. рублей, а за 5 месяцев текущего года эта цифра уже составила 1 млрд. 098 млн. рублей.

В соответствии с действующими требованиями уголовно-процессуального законодательства исключительным поводом к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях являются сообщения налоговых органов о совершении налогового преступления, направленные в порядке ст. 32 НК РФ. В связи с этим аппаратом управления организовано тщательное и незамедлительное изучение материалов, поступающих из налоговых органов. Таких материалов в 2013 году поступило 159 (АППГ – 235), за 5 мес. 2014 – 69 (АППГ- 89).

По результатам их изучения в 2013 году возбуждено 25 уголовных дел - 15,7% от количества рассмотренных материалов (АППГ – 26, т.е. 11%).

За 5 месяцев 2014 года возбуждено 12 уголовных дел -25% от (АППГ-13 т.е. 17%).

В 2013 году по 155 материалам приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела (74% от количества рассмотренных обращений (АППГ -183 или 77%), из них в связи с истечением сроков давности уголовного преследования – 48 (АППГ – 52).

За 5 месяцев 2014 г. в возбуждении уголовного дела отказано по 34 сообщениям, т.е. в 71% случаях (АППГ - 70, т.е. в 83% случаях), из них в связи с истечением сроков давности уголовного преследования - 3.

В 2013 году окончено 25 уголовных дел с суммой ущерба в размере 158,5 млн. рублей (АППГ – 24 с суммой ущерба – 108,3 млн.р.), в суд направлено 15 уголовных дел (АППГ – 15).

За 5 месяцев 2014 года окончено 12 уголовных дел с суммой ущерба в размере 56,2 млн.р. (АППГ-9), из них в суд направлено 6 уголовных дел (АППГ-5).

Приоритетным направлением остается возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

В 2013 году сумма ущерба бюджету по неуплаченным налогам и иным обязательным платежам, установленная в рамках уголовных дел и материалов доследственных проверок, составила 183,0 млн.рублей, что превышает соответствующий показатель 2012 года в 1,5 раза – 108,3 млн. руб. Благодаря совместной работе следственных, налоговых и правоохранительных органов в 2013 году удалось возместить ущерб, причиненный налоговыми преступлениями в размере 30,6 млн.р. ущерба, что составляет около четверти от общей суммы выявленного ущерба и превышает соответствующий показатель 2012 год в 2 раза (АППГ-14,7 млн.р.).

Работа в данном направлении продолжена и в текущем году. Так, за 5 месяцев 2014 года возмещено 23,4 млн.р., что составляет более 30% причиненного ущерба.

Как правило, по делам указанной категории, обвиняемые не желают самостоятельно возмещать ущерб, причинённый преступлением, в связи с чем, одной из эффективных обеспечительных мер остается арест имущества. Во всех случаях в ходе расследования уголовных дел экономической направленности в соответствии со ст. 115 УПК РФ органами следствия принимаются исчерпывающие меры к установлению имущества подозреваемого (обвиняемого) и инициированию наложения судом ареста на данное имущество.

В 2013 году арестовано имущества на сумму более 60 млн.рублей, за 5 месяцев текущего года на сумму более 20 млн. рублей.

Так, к примеру, по уголовному делу по обвинению директора ООО «Фрези Грант» в совершении преступления по факту сокрытия имущества

налогоплательщика, за счет которого осуществляется взыскание недоимки (ст. 199.2 УК РФ), судами по ходатайству органов следствия наложен арест на недвижимое имущество и автотранспорт руководителя организации стоимостью 6 383 тыс. руб., а по уголовному делу по обвинению учредителя и директора ООО «Нефтеснаб» (ч.2 ст. 199 УК РФ) в качестве обеспечительной меры применен арест на недвижимое имущество учредителя организации на сумму 42 млн.рублей.

Одной из проблем реализации положений ст. 115 УПК РФ является своевременное установление имущества обвиняемого, на которое может быть наложен арест. В связи с чем по уголовным делам экономической направленности, в целях розыска имущества обвиняемых следователями незамедлительно принимается комплекс мер, направленных на его установление: направляются запросы в ФРС, ГИБДД, и др. организации, а также даются поручения органам, осуществляющим оперативное сопровождение дел, на установление имущества, находящегося в собственности обвиняемых оперативным путём.

Поскольку материалы налоговых органов поступают в соответствии с требования НК РФ спустя 2 месяца со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, на практике это приводит к тому, что фактически материалы проверки поступают в следственные органы в срок от 4 до 7 месяцев с момента выявления налоговыми органами сумм недоимки по налогам, что позволяет налогоплательщику заблаговременно принять меры по отчуждению имущества, при этом задолженность по налогам остаётся непогашенной. Кроме того, в большинстве случаев, к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела предприятие уже ликвидировано, либо находится в стадии банкротства. Однако, это не препятствует привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.

Вместе с тем, в ходе расследования уголовных дел органы следствия сталкиваются с проблемами, связанными с обращением взыскания на имущество физических лиц - обвиняемых по уголовным делам о налоговых преступлениях. На территории области проблема стоит особенно остро. Анализ практики решений судов по искам прокурора либо налогового органа о возмещении ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, при наличии установленных приговором суда обстоятельств виновного уклонения лица от уплаты налогов, показывает, что судами общей юрисдикции, несмотря на требования ст. 90 УПК РФ о преюдициальном значении установленных приговором суда обстоятельств совершения налогового преступления, принимаются решения об отказе в удовлетворении требований истца о возмещении ущерба за счет имущества осужденного. Свои решения суды мотивируют установленными ст. 45 НК РФ положениями о самостоятельном исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, исключающее возложение такой обязанности любыми способами, в том числе приговором суда, на иных лиц, к числу которых относятся и виновные лица – руководители, участники юридического лица – налогоплательщика.

Так, в ходе расследования уголовного дела по обвинению директора ООО «Сибелар» по ст. 199.2 УК РФ имущество предприятия установлено не было. До возбуждения уголовного дела ООО «Сибелар» было подано заявление о ликвидации. У обвиняемого кроме квартиры, в собственности иного имущества не имелось. Сумма ущерба по уголовному делу составила 2 334 тыс. руб. Судом руководитель организации признан виновным, ему назначено наказание в виде штрафа 250 тыс. руб., ущерб по делу, к сожалению, остался не возмещенным.

Решение этой и иных выше озвученных проблем видится в скоординированном взаимодействии правоохранительных органов и оперативности в принятии мер по выявлению имущества фигурантов уголовных дел, а также в реализации законодательных инициатив Председателя Следственного комитета РФ:

- об установлении в законодательстве о налогах и сборах, а также о страховых взносах про запрет на злоупотребление гражданскими правами в сфере налогообложения и взимания страховых взносов. Эта мера позволит признавать незаконными сделки, не преследующие никакой экономической цели, за исключением уклонения от возникновения обязанности по уплате налогов (страховых взносов) или снижения ее размера (соответствующий проект закона в Следственном комитете подготовлен и направлен в Минфин и другие ведомства);

- об установлении в ст. 199 УК открытого переченя уголовно наказуемых способов уклонения от уплаты налогов. Это позволит распространить указанные ст. на умышленно применяемые схемы агрессивного налогового планирования, в результате которых возникла недоимка по налогам в крупном и особо крупном размерах;

-о введении уголовной ответственности юридических лиц, без которой невозможна репатриация капитала, нажитого преступным путем на территории РФ и выведенного за рубеж. Эта мера позволит, в том числе, осуществлять уголовное преследование зарубежных организаций, которые используются при реализации схем агрессивного налогового планирования и незаконного вывода капитала за рубеж,а также иностранных кредитных организаций, способствующих реализации этих схем, скрывая от наших правоохранительных органов информацию о бенефициарах, являющихся резидентами РФ;

- о внесении изменений в ч. 1.1. ст. 140 УПК РФ, определив в качестве повода возбуждения уголовных дел не только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ), но и соответствующие материалы, поступающие из иных источников, в том числе из органов внутренних дел.

В развитие указанных предложений считаю целесообразным обсуждение вопросов о введении института субсидиарной ответственности руководителя (иного должностного лица) и (или) участника налогоплательщика - юридического лица, ответственного за неисполнение налоговых обязанностей, при наличии вступившего в законную силу судебного акта об установлении причинно-следственной связи между фактом неисполнения налоговых обязанностей по уплате налога и действием (бездействием) соответствующих физических лиц. Реализация указанной инициативы потребует внесение изменений в нормативно- правовые акты, регулирующие отношения образования и деятельности юридических лиц (ч.3 ст. 56 ГК РФ, ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 3 ФЗ «Об акционерных обществах» и другие нормативно-правовые акты).

Кроме того, в целях пресечения возникновения возможных коллизий в части реализации положений действующего законодательства о возмещении ущерба необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в п. 1, пп.2 п.2 ст. 45 НК РФ в части предоставления права исполнения обязанности по уплате налога как налогоплательщику самостоятельно, так и третьим лицам, являющимся руководителями и (или) участниками налогоплательщика юридического лица, а также предоставления налоговым органам права взыскания недоимки в судебном порядке с физического лица – руководителя организации- недоимщика при установлении компетентным органом причинно-следственной связи между действиями такого лица и невозможностью уплаты налогоплательщиком в бюджет налоговых обязательств. Как раз эту связь и устанавливают органы предварительного следствия в ходе расследования уголовных дел.

Необходимость реализации всех предложенных инициатив продиктована способами, которые выбирают недобросовестные налогоплательщики в целях «минимизации», по их мнению, налогообложения. На практике это сводится к выбору таких форм организации бизнеса, при которых основная налоговая нагрузка переносится на компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях и в странах; осуществляется дробление единого производственного процесса на относительно самостоятельные этапы с последующей передачей их специально созданным для этого организациям, переведенным на льготный режим налогообложения; использованию в схеме оборота фирм-однодневок; принятию налогоплательщиком мер по сокрытию документов первичного налогового и бухгалтерского учета, уничтожению таких документов; принятию мер к ликвидации юридического лица – налогоплательщика; сокрытие его имущества от мер принудительного взыскания, в том числе, путем перевода активов в офшорные зоны. Все эти методы можно смело отнести к схемам агрессивного налогового планирования.

Стоит отметить, что некоторые из законодательных инициатив, озвученных Председателем СК РФ, стали объектом широкой дискуссии в СМИ. Так, представителями бизнеса высказываются опасения, связанные с возвращением прежнего порядка возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, что, по их мнению, может повлечь за собой необоснованное направление материалов органами внутренних дел в органы Следственного комитета, давление на субъектов предпринимательской деятельности, возбуждение на основании таких сообщений уголовных дел. С моей точки зрения подобное в принципе не возможно. Любое решение о возбуждении уголовного дела принимается органом следствия по результатам доследственной проверки и только при наличии установлении всех признаков состава налогового преступления. В данном случае разумнее было бы говорить о необходимости усиления взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений, поскольку и налоговые и правоохранительные органы преследуют одну общую цель-возмещение ущерба, причиненного государству совершением налоговых преступлений.

Имеются положительные примеры такого взаимодействия. Своевременно и правильно организованная работа правоохранительных и налоговых органов по выявлении и пресечению налоговых преступлений, позволяет добиваться 100% возмещения ущерба.

Российское уголовное законодательство очень демократично подходит к вопросу уголовной ответственности за налоговые преступления, предоставив возможность субъекту избежать уголовной ответственности в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением. Во всех случаях возбуждения уголовных дел указанной категории следственными органами подозреваемым (обвиняемым) разъясняется указанное право, предусмотренное ст. 28.1 УПК РФ.

В 2013 году в связи с добровольным и полным возмещением ущерба было прекращено 2 уголовных дела. Сумма возмещенного ущерба составила около 10 млн.руб. В истекшем периоде 2014 года прекращено 1 уголовное дело, ущерб возмещен в размере 1 млн.руб.

Существенным остается число преступлений, связанных с незаконным возмещением налогоплательщикам из бюджета РФ налога на добавленную стоимость. В числе таких налогоплательщиков, как правило, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся на территории области экспортом стратегически важного природного ресурса – леса.

Расследование уголовных дел указанной категории, квалифицируемых как мошенничество, не относится к исключительной подследственности органов Следственного комитета РФ в соответствии со ст. 151 УПК РФ. Однако, учитывая значительные суммы причиненного ущерба такими незаконными действиями, следственными органами Следственного комитета РФ возбуждаются и успешно расследуются уголовные дела указанной категории. Так, в 2013 году возбуждено 4 уголовных дела с суммой причиненного ущерба РФ в размере 24,4 млн. рублей. В истекшем периоде 2014 возбуждено 5 уголовных дел указанной категории с суммой ущерба в размере 18 млн. руб.

Следственным комитетом РФ неоднократно озвучивались инициативы по формированию необходимых условий для эффективной работы органов следствия по выявлению и расследованию налоговых преступлений. Среди них формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушителям закона, создание политическими партиями и другими общественным силами движения «за честную уплату налогов», законодательные инициативы СК РФ, указанные выше, а также предложения о создании самостоятельного специализированного структурного подразделения финансовой полиции, которая была бы подчинена непосредственно Президенту, а также комплекс мер по деофшоризации российской экономики.

Предложения Председателя СК России поддержаны Президентом РФ, и в настоящее время по ряду из них в Государственной думе РФ рассматриваются соответствующие законопроекты.

Реализация указанных мер на фоне поддержки законодательных инициатив руководства СК РФ по оптимизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства в вопросах ответственности налогоплательщиков по фактам уклонения от уплаты налогов, позволит оптимизировать работу следственных органов и повысить ее эффективность, реализовать задачи, поставленные Президентом РФ и Председателем СК РФ по борьбе с налоговыми преступлениями.

Скачать файл (формат jpg)

Скачать файл (формат jpg)

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Иркутская область

Последние новости

Все новости